Как люди представляли будущее
Сфера обслуживания

Как в СССР представляли будущее в 1980 году

Фантазировать о том, как будет выглядеть будущее, человечеству было свойственно во все времена, и ученые Советского Союза в этом отношении не были исключением. Сегодня очень интересно взглянуть на то, как люди представляли будущее из 1980 года, и сравнить, насколько эти фантазии смогли осуществиться.

Знаменитый академик, директор института кибернетики Виктор Михайлович Глушков оставил немало научных работ, которые могли бы быть актуальными и сегодня, но не менее интересным можно назвать и его прогнозы относительно бытовой жизни человека XXI века.

Как люди представляли будущее

Представляя «город завтрашнего дня», академик утверждал, что в первую очередь многое изменится в сфере обслуживания и службе быта. Так, например, В. М. Глушков был убежден, что в каждом городском микрорайоне появится собственный торговый центр, который сильно отличается от типичных магазинов образца 1980 года.

Как люди представляли будущее: торговля и сервис

В таких торговых центрах будет организована торговля как продуктами, так и промтоварами, там же будут расположены сберкассы или отделения банков, в котором у каждого жителя микрорайона может быть свой счет (очень интересное предположение для советского времени, ведь помимо сберкассы других банков для обслуживания населения еще не было).

Чтобы совершать покупки, человеку будущего необязательно понадобятся наличные деньги, расплачиваться можно будет усовершенствованной сберегательной книжкой — с фотографией и индивидуальным невидимым магнитным номером, скрытым под слоем краски. Покупатель проходит на кассу, вставляет сберкнижку в прорезь на кассовом аппарате и магнитный номер считывается встроенным устройством.

как представляли будущее в СССР

Кассирша пробивает нужную сумму, а покупатель на клавиатуре набирает код: две последние цифры своего номера. Сумма автоматически списывается с банковского счета. Причем, совершать подобную безналичную оплату можно будет не только в своем микрорайоне, но и по всему Советскому Союзу.

Для тех, кто набрал товара больше, чем у него было средств на счету, государство будет предлагать кредитование, сумма которого и срок погашения зависят от рабочего стажа человека. Новый кредит открываться не будет, пока покупатель не погасит предыдущий.

Торговые комплексы как центр культурной жизни

Что же касается сами торгово-культурных центров, как назвал магазины будущего В. М. Глушков, в них будут не только секции для продажи товаров, но и помещения, напоминающие комнаты отдыха. Там будет звучать приятная музыка, стоять мягкая мебель, на столах будут разложены цветные проспекты, разглядывая которые посетитель может сразу заполнить бланк заказа на какой-нибудь солидный товар вроде автомобиля.

советский человек в XXI веке

Автоматизированные системы обслуживания примут этот бланк и оповещает покупателя, где и когда он сможет забрать товар. Для этого, мечтал академик, торговые центры нужно оснащать специальными демонстрационными площадками, где можно будет осмотреть свой автомобиль и уехать на нем домой после оплаты. Если же какой-то товар недоступен для продажи, то система известит о сроках его поступления, что позволит промышленности более рационально строить планы на выпуск той или иной продукции.

Но, утверждал Глушков, такие комплексы должны работать не только как магазины, но и в качестве центра общественной и культурной жизни человека.

как представлял будущее советский человек

Важная деталь, которую предусмотрел академик при расчетах «специальными» сберегательными книжками — это невозможность переводить деньги со своего счета на счет друзей и знакомых. Если, допустим, у человека в паспорте стоит пометка о том, что в другом районе/городе у него живут пожилые родители, которым он помогает деньгами, то им перевести деньги будет можно, а вот всем остальным — нет.

Остро дефицитные вещи: мебель, автомобили, техника, дачи будут продаваться исключительно через комиссионные магазины и только по безналичному расчету, чтобы пресечь любые возможности продать эти товары по спекулятивной цене. Заодно исчезнет и необходимость расплачиваться «жидкой валютой», т.к. оплата любых сервисных служб — от курьеров и таксистов до сантехников будет производиться с помощью персонифицированных сберегательных книжек.

Ну а в крупных торговых центрах, говорил Глушков, будут располагаться еще и кинотеатры, концертные залы, авиа- и железнодорожные кассы, кафе и рестораны. Именно таким представлял себе будущее, а особенно сферу торговли и службы быта XXI века академик В. М. Глушков, и, похоже, многое он угадал очень точно…

Один комментарий

  • Денис

    Моя дочушка Саша обожает разглядывать сообща вместе с мною Именно ваши заметки. Спасибо за увлекательную информационную подборку