советская печатная реклама
Сфера обслуживания

Советская реклама: как это было

От современных мероприятий, направленных на популяризацию какого-либо вида товара советская реклама отличалась ненавязчивостью, безыскусностью и какой-то наивной простотой с некоторой долей душевности. По крайней мере, реклама того времени не раздражала, не вызывала привыкания, а в некоторых случаях даже становилась объектом коллекционирования.

Но, пожалуй, самым важным отличием советской рекламы от её современных аналогов была неподдельная гордость собственным происхождением: бытовало распространенное утверждение, что внушительный аппарат капиталистической рекламы требует огромных капиталовложений для того, чтобы сбыть товар, не сказав о нем всей правды потребителю.

советский автомобильный рекламный буклет
Рекламный буклет для автомобиля «Чайка»

Советская реклама, «социалистическая», как её тогда называли, нацелена на предоставление населению максимально правдивых сведений о потребительских качествах предлагаемого товара, что является закономерным следствием самой природы социалистического государства. Вот на таком мудреном идеологическом базисе и развивалась реклама в СССР.

Разновидностей и средств популяризации товаров было много: витринно-выставочная реклама, кинодиапозитивная, печатная, плакатно-графическая, радио- и фотореклама, световая, устная и др. Пожалуй, самой внушительной группой среди перечисленных видов является печатная реклама. О ней и пойдет речь дальше.

советская реклама на плакате
советский плакат с рекламой

Советская печатная реклама — это тот самый популярный объект коллекционирования, о котором упоминалось чуть выше. Оно и неудивительно, ведь печатные рекламные материалы того времени были представлены в самом широком ассортименте:

Вкладыши

Наверняка, многие помнят те яркие, красочные листки, которые в предпраздничные дни продавцы крупных универмагов вкладывали в покупки посетителей магазинов. Вкладыши, как правило, имели на лицевой стороне художественное оформление, а внутри или на обороте — рекламный текст.

советская реклама на вкладышах
Советские рекламные вкладыши

Иногда использовалась и праздничная упаковочная бумага, картонные коробки или бумажные пакеты, на которых указывались часы работы магазинов, рассказывалось о формах обслуживания или маршрутах транспорта, на котором до этих магазинов можно было добраться.

советская реклама на упаковочной бумаге
Упаковочная бумага московского универмага

Рекламные журналы

Этот вид рекламы представлял собой периодические издания, предназначенные для систематического ознакомления населения с новыми видами товаров. Самый популярный журнал того времени так и назывался «новые товары».

Советская реклама в журнале
Рекламный журнал советских времен

Конечно же, существовали и другие рекламные журналы, но принцип их работы был построен на одной выверенной схеме: каждый товар сопровождался подробным описанием, приводились краткие технические характеристики и рекомендации по рациональному использованию данного товара. Иногда в рекламе дополнительно указывались цены и планируемый тираж товара.

Рекламные календари

Идея размещать рекламу на календарях далеко не нова — в советские времена этот вид печатной продукции использовался и для торговой, и для социальной рекламы. Так же, как и вкладыши, календари считаются одним из самых популярных объектов коллекционирования.

советская реклама на календарях
Рекламный карманный календарик

Этот вид советской рекламы существовал как в виде карманных календариков, похожих на мини-открытку, так и в виде ежегодников или бюваров, в которых календарь совмещался с блокнотом.

Рекламный каталог

Этот вид рекламы можно считать ближайшим «родственником» журнала, т.к. издавался он также с заданной периодичностью, но имел более простую и сдержанную структуру. Перечень и описание товаров располагались в алфавитном порядке, рядом с наименованием товара указывался его артикул, цена, вес, размер. Текст мог сопровождаться и небольшими иллюстрациями.

советская реклама в каталоге
Рекламный каталог

Ну и конечно же, особой любовью пользовались каталоги Внешпосылторга, красочные, яркие, ориентированные на иностранных покупателей.

Рекламные листовки

Довольно часто рекламные листовки путают со вкладышами — обычно неразбериха в терминах возникает из-за схожего формата обоих печатных изданий. Однако листовка по оформлению и содержанию выглядит точно так же, как советский плакат с рекламой, только меньшего размера. В отличие от вкладыша на оборотной стороне листовки не печаталась никакая информация.

Советская рекламная листовка от интуриста
Рекламная листовка

Распространение листовки могло быть разным: и вложение в покупку, как в случае со вкладышами; и рассылка по почте; и вложение в газеты и журналы; и прямая раздача покупателям в руки — совсем как в настоящее время.

Рекламные меню

Как ни странно, но ресторанные меню — это тоже разновидность советской печатной рекламы. На цветных обложках обычно изображались достопримечательности какой-либо местности с картой города или точным указанием маршрута, позволяющего добраться до нужного ресторана.

советская реклама точек общественного питания
Реклама ресторанов

Внутри такой обложки помещалось уже само меню или какой-либо рекламный текст.

Рекламные открытки

Это старый, как мир, безотказно работающий вид рекламы, который широко использовался и в СССР. Обычная почтовая открытка традиционного формата с размещенным на ней рекламным текстом и цветным или черно-белым рисунком рекламируемого товара тоже является востребованным объектом коллекционирования.

советская рекламная открытка

Памятки к товару

В этом случае проявляется очень рациональный подход советских рекламщиков к информации о товаре. Памятка представляла собой вкладыш, на котором вместе с рекомендациями потребителю (как стирать, гладить и т.д. изделие) размещался и небольшой рекламный блок о каких-либо товарах или производителях.

Переводные картинки

Забава, известная каждому советскому ребенку (ну кто из нас не украшал переводными картинками дверцу шкафа, письменного стола или обложку учебника?), одно время служила и для рекламных целей.

Но, правда, «детская» направленность в этом виде продукции все равно сохранялась: выпускались переводные картинки, которые рекламировали полезные для ребенка продукты питания, детскую одежду или обувь, а также забавные фигурки животных и птиц с указанием торговой марки рекламируемого магазина или организации.

советская реклама на переводной картинке
Реклама от интуриста

Рекламный плакат

Советский плакат с рекламой — это фактически целая тема для отдельной публикации, настолько разнообразными они были. Если вкратце, то существовало два вида рекламных плакатов: сборные и печатные.

Сборные представляли собой набор разных объявлений, с иллюстрациями или без них, причем, весь рекламный материал мог быть как связан тематически, так и представлять просто набор рекламы отдельно взятых предприятий и товаров. Такие плакаты расклеивали на афишных тумбах и досках объявлений.

Печатные плакаты выпускались разных размеров и форматов: небольшие развешивались в общественном транспорте, те, что покрупнее — на стенах магазинов или других мест с большой проходимостью.

советский рекламный плакат

Рекламные проспекты

Как и в современном мире, советские рекламные проспекты выполнялись в виде брошюры с описанием товаров и условий их использования. Формат проспекта позволял разместить большое количество иллюстраций и подробный рекламный текст.

советский рекламный проспект
Иллюстрированный рекламный проспект

Рекламная статья

В этом виде печатной рекламы тоже нет ничего нового: в статье в занимательной форме рассказывалось о производстве или качестве того или иного вида товара. В конце статьи обязательно указывалось, где этот товар можно приобрести и на каких условиях. Как правило, советская рекламная статья представляла собой 50-100 строчек газетного текста.

советская рекламная статья

Существовала еще и плакатно-графическая реклама, тоже представленная большим количеством способов реализации. Но об этом будет рассказ в следующий раз.