телерадиола Жигули
Бытовая техника и электроника

Советские «Жигули»: не автомобиль, а телерадиола

Было ли будущее у советской электронной промышленности, или она была обречена, как и сама страна — этот вопрос остается достаточно спорным, Но нужно признать, что стремление советских инженеров к созданию удивительнейшей техники, которая по своей задумке (не исполнению) вполне могла соперничать с зарубежными аналогами, достойно уважения.

Иногда, конечно, бывали и неудачи, когда хорошая задумка была реализована таким образом, что не позволяла наладить массовый выпуск продукции при огромной заинтересованности в ней потребителя — так, например, получилось с первым советским проигрывателем лазерных дисков.

Журнал "Наука и Жизнь", 1983, №11
Журнал «Наука и Жизнь», 1983, №11

Сегодня мало кто знает, что самый первый советский лазерный проигрыватель был создан аж в 1978 году, когда технология компакт-дисков уже существовала, но самих дисков еще никто в глаза не видел, и уж тем более их не было в продаже. Правда, и сам аппарат оказался настолько сложным, что о серийном производстве пришлось надолго забыть.

Но подобные неудачи меркнут на фоне попыток создать комбинированную технику, которая позволила бы потребителю получить в одном корпусе сразу несколько устройств. Первая успешная попытка по созданию такого комплекса была осуществлена в 1948 году: в Ленинграде создали установку, которая объединяла в себе проигрыватель, приемник и телевизор.

Весило оно 150 кг, в открытую продажу не поступало, а встречалось лишь во Дворцах Культуры крупных городов, и иногда — подобным устройством награждали знаменитых людей или чиновников из высшего руководства страны.

Телерадиола Ленинград Т-3, фото из музея Вадима Задорожного
Телерадиола Ленинград Т-3, фото из музея Вадима Задорожного

В 50-е годы работа над созданием комбинированной техники продолжалась — в разных вариациях создавались устройства, порой носившие довольно странные названия: например, Радиошкаф или Радиокомбайн, и только примерно с середины 50-х подобная техника стала приобретать более романтичные названия: «Концерт», «Лира», «Симфония».

Но эта публикация будет посвящена Жигулям. И Жигули — это вовсе не автомобиль, и даже не известнейшее советское пиво. Под этим названием в конце 50-х свет увидела ламповая телерадиола, массовое производство которой начал завод «Экран» в Куйбышеве. Устройство это не было создано с нуля — базой ему послужила обычная, классическая радиола «Жигули», к которой гений инженерной мысли достаточно органично добавил радиоприемник, работающий во всех актуальных для того времени диапазонах, и телевизор «Старт-2».

советская телерадиола

Между прочим, телевизор был тоже непростым: помимо способности принимать пять каналов, он предназначался еще и для прослушивания радиостанций (УКВ), а также для воспроизведения с подключенной техники граммофонных и магнитофонных записей. Иначе говоря, этот телевизор уже сам по себе был полноценной мини-телерадиолой ))

Кстати говоря, о технике того времени: выпущенная в том же 1959 году, что и «Жигули», «Беларусь-5» уже была оснащена пультом дистанционного управления, с помощью которого регулировался звук и яркость изображения. И пусть картинка еще была черно-белой, а пульт работал только в диапазоне 5 метров — это было удобно!

В отличие от массивных «Ленинграда Т-3», «Радиошкафа» или «Радиокомбайна», габариты «Жигулей» были гораздо скромнее, а вес — меньше: всего 65 кг, что позволяло без особых проблем вписать подобную технику в интерьер квартир. Понятное дело, что не каждая семья могла позволить себе такие дорогие приобретения, и если обычные радиолы встречались чуть ли в каждой второй квартире, то телерадиолы были не самой распространенной техникой.

Фото: http://rw6ase.narod.ru
Фото: http://rw6ase.narod.ru

Помимо высокой стоимости у телерадиол была еще одна проблема: практически у каждой модели довольно быстро выходили из строя кинескопы. Поэтому постепенно потребитель сделал выбор в пользу не объединенный в один комплект, а разрозненных устройств: телевизора, проигрывателя, приемников, магнитофонов, ну а телерадиолы потихоньку перекочевали на дачи, а потом — в музеи или на запчасти радиолюбителям…