Советская смекалка: как из колес автомобиля сделать горнолыжный подъемник
Те, кто в сознательном возрасте застал 60-70- гг. прошлого столетия, скорее всего, хорошо помнят те толпы лыжников, которые в зимнее время по выходным дням оккупировали железнодорожные платформы. Электрички. отъезжающие во все стороны Московской (да и не только) области были заполнены веселой гомонящей толпой с рюкзаками и упакованными в чехлы лыжами.
Популяризация лыжного спорта давала свои результаты: пробежаться коньковым ходом или не торопясь пройтись по зимнему заснеженному лесу любили все: от мала до велика. Правда, дети больше предпочитали кататься с горок, да и взрослые тоже не гнушались таким развлечением, особенно, если горка была высокой, с несколькими видами «трасс» — прямыми, извилистыми, с трамплинами.
Но единственное, что слегка омрачало «горнолыжное» удовольствие детей и взрослых — это необходимость после каждого спуска карабкаться вверх, переставляя лыжи «елочкой» или «лесенкой» — кому как больше нравилось. Любая горка при подъеме всегда кажется гораздо выше, чем когда с нее спускаешься ))
В советские времена существовали, конечно, и полноценные горнолыжные курорты, оснащенные подъемниками и соответствующей инфраструктурой. Но это было где-нибудь на Домбае, а как быть обычным подмосковным лыжникам? Но, как кто-то верно заметил, «лень — двигатель прогресса», и какой-то находчивый советский лыжник придумал до гениальности простую схему создания самодельного подъемника, используя… собственный автомобиль.
Да, личный автомобиль — не самая распространенная техника в «хозяйстве» среднестатистического советского человека, но если уж кому-то посчастливилось стать обладателем «железного коня», то и обеспечить счастье лыжников было нетрудно.
Конструкция подъемника
Устанавливать такой «подъемник» можно было в любом месте, куда в состоянии подъехать машина и не застрять в снегу. Основной конструктивный элемент — это две стойки. Высота одной из них должна быть такой, чтобы колесо поднялось на 5-10 см; вторую же блок можно закрепить где-нибудь на дереве или другом надежном предмете, расположенном на горке.
Еще понадобятся блоки и длинный-длинный прочный пеньковый канат (толщиной в 3-5 см и длиной около 180 м). В качестве блоков могут использоваться колеса от детской коляски (без шин). Направляющий блок размещают так, чтобы канат проходил точно по центру покрышки автомобиля.
Расстояние от оси блока до колеса должно быть около 8 см, чтобы в зацеплении с канатом оказалось около 2/3 окружности шины. Нижнюю часть каната приподнимают, чтобы на него не налипал снег.
Интересные, но затратные детали
Автор этой конструкции предлагал еще и исключить пробуксовку, использовав «запаску» и прорезав в ней по середине протектора желобок, по которому лучше будет скользить канат, но кто же из советских автовладельцев согласился бы на такую немыслимую роскошь, как порча запаски?
Сборка всей конструкции подъемника занимала от силы пятнадцать-двадцать минут, а вот его мощность позволяла одновременно тащить на склон 10-15 лыжников с приличной для них скоростью 10 км/ч. Конечно, тут нужно было учесть еще и расход бензина — ведь автомобиль будет постоянно работать на холостых оборотах, но с другой стороны — всегда можно было договориться о небольшой компенсации, если хотелось подниматься в горку с комфортом ))
Вспомнить зимнюю моду советских времен можно на нашем Дзен-канале.
Почитать про советские «Жигули», которые вовсе не автомобиль и даже не пиво, а нечто совсем-совсем иное, можно ТУТ