гоночный автомобиль ссср
Транспорт

Необычный гоночный автомобиль СССР

Вопросами реконструкции имеющихся моделей автомобилей, равно как и созданию собственных необычных конструкций в Советском Союзе увлекались многие: от любителей до профессионалов (вот ТУТ, например, рассказывается о том, как делали аэровездеход). Но обособленной ветвью этого увлечения было создание необычных гоночных автомобилей — в СССР автогонки были почетным и престижным занятием.

Увлечение проектированием гоночных и рекордных машин легко объяснимо: мало того, что создание болидов позволяет широко раскрыть творческий потенциал, так еще и задачи перед проектировщиком стоят максимально интересные. Если в серийных автомобилях важны такие качества, как экономичность, удобство эксплуатации, простота обслуживания, то в гоночных на первое место выходит скорость, развиваемая в таких пределах, какие «обычным» машинам даже не снились.

советский гоночный автомобиль ХАДИ-7

Болид с вертолетным двигателем

Именно такую задачу — создать необычный болид для заездов на короткие дистанции, поставили перед собой в 1966 году студенты Харьковского автомобильно-дорожного института (ХАДИ), выбрав для своего проекта двигатель нового поколения — газотурбинный.

Для того времени это был, пожалуй, самый необычный гоночный автомобиль во всем СССР — абсолютно футуристичный обтекаемый корпус с кабиной, дизайн которой явственно напоминал самолетную. Но главное заключалось в том, что в «ХАДИ-7» — так незамысловато назвали студенты свое «детище», не было привычных педалей сцепления и рычала переключения передач — фактически, это был болид на «автомате».

ХАДИ-7 - гоночный автомобиль СССР

Отказ от дополнительных возможностей

Интересным фактом было и благородство проектировщиков: турбина могла бы сослужить добрую службу гонщикам, т.к. раскаленные газы создавали бы дополнительную тягу на выхлопе, немного увеличивая скорость автомобиля. Но подобные «трюки» были запрещены правилами, поэтому выхлопные трубы расположили перпендикулярно раме, чтобы исключить любую возможность «незаконного» увеличения скорости.

В создании этого необычного гоночного автомобиля принимал участие (руководство) известный гонщик В. Никитин, который впоследствии дважды участвовал в соревнованиях на ХАДИ-7 и устанавливал рекорды всесоюхного масштаба. Именно ему принадлежит фраза, что советский болид по скорости не уступает современному самолету, т.к. умеет разгоняться до 360 км/ч.

советский гоночный автомобиль

На самом деле, ХАДИ-7 мог бы развить и большую скорость — более 400 км/ч, но в СССР на данный момент отсутствовали трассы, где можно было бы испытать автомобиль на такой скорости.

И еще о скорости: как в СССР делали сапоги-скороходы, можно почитать на нашем Дзен-канале.