советская школа и школьники
Школьная жизнь

Советские школы и разные виды образования

До революции в российской школьной системе существовало огромное количество учебных заведений, которые относились к начальному, среднему и повышенному уровню образования. Помимо различного характера обучения эти школы еще подразделялись и по сословному признаку: так, например, для дворян предназначались пажеские и кадетские корпуса, институты благородных девиц; дети духовенства учились в епархиальных училищах и семинариях.

Но в 1918 году ситуация изменилась: партией большевиков были рассмотрены и утверждены положения о единой трудовой школе, которые отменяли существующую сложную систему образования. Так появилась новая советская школа, предусматривающая две ступени: первая для детей до 13 лет, вторая — для учащихся от 13 до 17 лет.

кокарда единой трудовой школы

Эта система базировалась на принципах обязательного и бесплатного образования, отменяла сословность и признавала равенство всех учеников, считалась независимой от влияния церкви и даже на какое-то время отменила балльную систему оценки знаний.

Эволюция советской школы

В системе образования большевики руководствовались тем же революционным подходом, что и в создании молодого государства. Сначала нужно было все основательно разрушить, а потом на этих обломках выстроить что-то новое. По этой причине школы 20-х гг. представляли собой довольно жалкое зрелище, которое усугублялось разрухой в стране и весьма жалким состоянием экономики.

В 30-е годы ситуация стала исправляться: возобновилось преподавание многих предметов, ранее исключенных «за ненадобностью»; программы по ряду дисциплин были обновлены и дополнены с учетом новых достижений в науке; вновь была введена система оценок: сначала двухбалльная (уд. и неуд), затем — четырехбалльная, а в 1935 году — ставшая традиционной для нашей страны пятибалльная. Также были пересмотрены и типы общеобразовательной школы — на место двух ступеней пришла начальная, неполная средняя и средняя школа.

советская школа

Колхозные школы

Но как бы чиновники от образования ни пытались навести в образовательной системе порядок и избавиться от дореволюционной сложности в разных типах школ, им все же пришлось пойти на поводу у реалий времени.

Так, например, в сельской местности возникла необходимость в создании собственного типа школы, которая могла бы учитывать необходимость прерывания обучения на полевые работы. Поэтому на базе первой ступени была организована Школа колхозной (до 1930 года она называлась крестьянской) молодежи. Срок обучения в ней составлял не 5 лет, как в классической школе, а всего лишь 3 года, и принимали в нее не с 8, а с 12 лет.

В более позднее время Школы колхозной молодежи подверглись очередной реорганизации и превратились в «семилетки» — неполные средние школы.

советская колхозная школа

Школа на колесах

Всеобщее образование — вещь правильная и полезная, но как ее обеспечить, если родители ученика ведут кочевую жизнь и подолгу ни на одном месте не задерживаются? Наиболее остро такой вопрос встал с образованием детей железнодорожных рабочих. Персонал, обслуживающий машинно-путевые станции, всегда находились в дороге: прокладывали ее, ремонтировали или поддерживали в надлежащем состоянии.

Как правило, роль дома у таких людей играли вагоны, оборудованные под жилые помещения, и если существуют дома на колесах, то почему бы не сделать и мобильную школу? В послевоенные годы руководство страны вплотную занялось решением этого вопроса и официально учредило понятие «школа-вагон».

Оборудовать вагон под учебные занятия оказалось несложно: были установлены школьные доски и ученические парты, развешены наглядные материалы и географические карты. Уроки проходили также, как и в обычной школе, разве что пейзаж за окнами был не статичным да окончание занятий происходило далеко не в том месте, в котором оно началось.

советская школа-вагон

Дополнительную помощь в мобильном учебном процессе оказывал клуб-вагон, в котором демонстрировались кинокартины и учебные диафильмы, проходили кукольные спектакли и небольшие концерты самодеятельности, работала библиотека.

Но, несмотря на все удобство такого вида образования, школы-вагоны просуществовали недолго. Уже во второй половине 50-х гг. они стали встречаться все реже и реже, пока не были упразднены совсем.

Школа-завод (она же — школа-фабрика)

Формат образования, при котором учебный процесс совмещается с трудовой деятельностью, не был для советского государства новым. Еще в 20-е годы были созданы низшие профессиональные учебные заведения (ФЗУ), которые готовили квалифицированных рабочих из молодежи. собственно, школа-завод представляла собой разновидность ФЗУ, но с чуть большим сроком обучения.

По сути, это были рабочие школы для подростков, где учащиеся наравне с общественно-политическим воспитанием и общим образованием получали также и профессиональные навыки. В первые два года ученики школы-завода больше проводили время в классах, а потом 4 часа работали. На третьем и четвертом году, когда подростки становились старше и начинали действовать иные нормы на длительность рабочего дня, производственной практике отводилось уже 6 часов в день.

советская школа-завод

Ученикам выплачивалась зарплата, рассчитанная по нормам того времени, лучшие работники предприятия выдвигались на должность инструкторов производственного обучения. И все же, особого распространения, в отличие от ФЗУ, эти школы не получили, и вскоре были упразднены.

Школа-коммуна

Еще один тип опытно-экспериментальных школ, существовавших в Советском Союзе примерно до начала 40-х гг. Эти заведения ставили перед собой цель не только дать детям образование, но и оказать на них воспитательное влияние, формирующее определенный тип личности.

Характерной особенностью таких школ было наличие общежития для учащихся, что не могло не привлекать детей, оставшихся в силу различных причин революционного характера, без крова. В плане образования большинство этих школ не стремилось дать ученикам фундаментальные знания по особо важным дисциплинам. Акцент больше делался на то, чтобы научить ребенка самостоятельно мыслить, быть чутким к окружающему миру, тонко воспринимать его красоту.

школа-коммуна в СССР

Школы-госпитали

Официально эти учебные заведения так и не были зарегистрированы в каких-либо документах, и название «школы-госпитали» хоть и было очень распространенным, но использовалось больше в разговорном виде.

Строительством зданий, в котором вся инфраструктура вызывала больше вопросов, чем ответов, советская власть пыталась поймать сразу «двух зайцев». В конце 30-х гг., когда мирное существование страны вновь было под угрозой, началось строительство школ, которые в мирное время могли бы служить для целей образование, а в военный период — быть переоборудованы под госпиталь.

Этим и объяснялось наличие раковин в пионерских комнат, существование ненужных школе ванных, подвальных помещений, выложенных от пола до потолка кафелем и прочих странностей.

школа-госспиталь СССР

Школы для малограмотных

Эти учебные заведения возникли почти что наравне с единой трудовой школой, лишь немного опережая ее во времени. Такие общеобразовательные школы предназначались для подростков и взрослого населения, которое уже выучилось грамоте, но еще не получило начального образования.

Нужно признать, что советские школы для малограмотных были очень популярны, особенно у взрослых, но после того, как специальными директивами было введено повсеместное общее начальное образование, необходимость в таких узкоспециализированных заведениях отпала.

ликвидация безграмотности в СССР

Школы фабрично-заводского ученичества

ФЗУ представляли собой самую первую ступень профессионального обучения и были рассчитаны на молодежь, желающей овладеть какой-нибудь рабочей профессией и получить соответствующую квалификацию.

Первые такие школы появились в начале 20-х гг. при крупнейших предприятиях. Благодаря такому виду образования молодая страна могла быстро пополнять кадровый состав рабочими разных специальностей, и потому строительство ФЗУ развернулось с невероятным масштабом. Сначала учащиеся проходили трех- и четырехлетний курс обучения, а затем, когда появились школы-семилетки, срок обучения уменьшился до 1-2 лет.

фзу в Советском Союзе

В 40-е годы большая часть ФЗУ была преобразована в ФЗО — школы фабрично-заводского обучения. Оставшиеся в системе школы ФЗУ готовили специалистов только для легкой и пищевой промышленности, ну и для ряда предприятий местной промышленности. Школы ФЗО взяли на себя труд по подготовке кадров для предприятий горнорудной, строительной, угольной, лесной, нефтяной и других отраслей.

призыв в школы ФЗО

****************************************************************************************************

«Жизнь в СССР» — тематическая группа ВКонтакте, присоединяйтесь!

***************************************************************************************************

Календарь школьника — советский детский журнал

советский детский журнал
Комментарии к записи Советские школы и разные виды образования отключены