керамическая игрушка
Игрушки

Керамические игрушки советских времен

Советские игрушки хоть иногда и ругают за незамысловатый дизайн и грубоватое исполнение, тем не менее, всегда отличались высоким качеством и разнообразием используемых материалов. Игрушки делали из различных пород древесины, металла, пластмассы, папье-маше, ткани и искусственного меха, бумажно-древесных масс, резины и керамики. Кстати говоря, керамические игрушки порой выглядели настолько декоративно, что вызывали немало споров: действительно ли это детская игрушка или все же интерьерное украшение для дома?

И только этикетка с указанием «игрушка» расставляла все по своим местам, да и то не всегда: нередко керамическая фигурка обживалась где-нибудь за стеклом серванта или мебельной стенка, не попадая в руки детей — уж очень красиво и изящно она смотрелась.

керамические игрушки ссср

Разновидности советской керамической игрушки

Ассортимент этих изделий был довольно широк и потому подразделялся на пять больших категорий. В первую входили куклы шарнирные и голыши, человеческие фигурки в национальных костюмах или профессиональной одежде, кукольные головки. Во второй категории значилось все кукольное хозяйство: столовые, чайные и кофейные сервизы, отдельные тарелки, блюдца и чашки, игрушечные цветочные горшки и прочая мелкая утварь, ванночки для маленьких кукол-голышей.

Третья категория — это отдельные виды или целые группы животных: домашних и диких. Одно время коллекционирование таких фигурок было очень популярным увлечением: промышленность выпускала тематические наборы, например, «Лиса и лисята», и считалось верхом мастерства собрать все подобные наборы. Причем, помимо наборов с лесными животными пользовался хорошим спросом комплект «Зоопарк», в котором самая маленькая фигурка (обезьянка) была высотой всего 25 мм, а самая большая (слон) — 71 мм. Не отставал от него по своей популярности и набор «Птичник».

Четвертая категория представлена различными строительными наборами, а пятая — это огромный ассортимент различных свистулек: в виде фигурки лошадки, павлина, петуха и т.д. Пожалуй, самыми интересными были такие свистульки, у которых предусматривалась заливка воды внутрь игрушки. Когда ребенок дует в такую свистульку, вода издает трели, подобные птичьим, поэтому такие игрушки часто делали в виде фигурки соловья.

Хрупкий материал для изготовлений игрушек

Все категории вышеупомянутых изделий мастерили из различных видов глинистых материалов, подвергающихся дальнейшему обжигу и декорированию. В зависимости от исходного сырья, керамические игрушки можно было разделить на фарфоровые, глиняные, фаянсовые, майоликовые. Безусловно, самыми тонкими, изящными и красивыми были изделия из технического фарфора, которые имели белую блестящую (глазурованную) поверхность, позволяющую мыть игрушку при ее загрязнении.

Чаше всего у таких игрушек поверх глазури имелась какая-либо окраска, хотя нередко встречались и такие, что имели матовую поверхность без покрытия глазурью (бисквит), с мелкими деталями, подкрашенными масляной краской.

Но, конечно же, самым распространенным материалов для детской игрушки была все же гончарная глина, которая на готовом изделии окрашивалась масляными или эмалевыми красками. Часть глиняных игрушек имела подкраску деталей огнеупорными красками. Самым главным недостатком этих изделий была их хрупкость при ярко выраженной декоративности: ребенку трудно устоять при виде красочной фигурки, чтобы не вовлечь ее в бурные игры, которые часто заканчивались сбором черепков…

советская керамика

Как делали керамические игрушки

Начальным этапом изготовления игрушки, безусловно, всегда являлась подготовка однородной глиняной массы, пригодной для дальнейшей формовки изделия. Сырьем для такой массы служили природно-окрашенные глины, песок и вода. Так, например, для фарфоровых и фаянсовых игрушек использовалась белая глина (каолин), кварц, полевой шпат и измельченный фарфоровый/фаянсовый бой. Все это хорошенько промывается и измельчается до получения однородной массы.

Очень долгое время фарфоровые/фаянсовые игрушки делали вручную: исходную массу некоторое время выдерживали, после чего на гончарном станке формовали нужную игрушку, используя шаблоны для получения правильных округлых форм. Также вручную игрушки делали и с помощью гипсовых форм, состоящих из двух половинок или нескольких частей. Когда жидкая масса застывала, из формы доставали пустотелую игрушку.

Метод штамповки тоже довольно широко использовался, и он был уже полностью механизирован: игрушки формовали под прессом, полностью исключив ручной труд.

изготовление фарфора

Сушка и обжиг будущих игрушек

После формовки готовые изделия зачищались и отправлялись на сушку: как в печах, так и на открытом воздухе, установленные на специальные стеллажи. Бесспорно, только хорошая, качественная сушка была залогом правильного обжига: недосушенные изделия могли дать трещины или другие дефекты.

Обжиг производили как в муфельных, так и в печах открытого огня, соблюдая определенный температурный режим. Окраска игрушек могла производиться как до этой процедуры, так и после нее. После покрытия глазурью фарфоровые и фаянсовые игрушки подвергались обжигу еще раз — это способствовало закреплению глазури.

керамические игрушки ссср

Декорирование керамической игрушки

У фарфоровых и фаянсовых изделий — и игрушек, кстати, в том числе, роспись бывает надглазурная и подглазурная. В первом случае окраска производится на игрушке, уже покрытой глазурью, после чего краски закрепляются еще одним обжигом (третьим по счету) в муфельной печи. Подглазурную роспись, как правило, делают на игрушке сразу после ее обжига, затем изделие покрывают глазурью и закрепляют ее еще одним (вторым) обжигом.

Также довольно часто игрушки декорировали декалькоманией, ручной или трафаретной росписью. Ручная роспись использовалась для мелких деталей: глаза, рот, волосы и пр., трафаретная применялась при нанесении однотипных узоров — при росписи кукольной посуды, например.

К готовой керамической игрушке предъявлялись довольно строгие требования: она должна иметь правильную форму и рельефные очертания, все поверхности должны быть гладкими, а швы — хорошо зачищенными. Крышечки посуды должны плотно закрываться, на глазури не допускалось наличие потеков и трещин. Готовые игрушки обычно оборачивались мягкой бумагой и отделялись друг от друга мягкой прокладкой — картоном, соломой, поролоном.

***********************************************************************************************

Еще больше фактов о советской жизни:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

****************************************************************************************

Советские игрушки из папье-маше

игрушка из папье-маше

Комментарии к записи Керамические игрушки советских времен отключены