
Детские кубики времен СССР
Устоявшееся мнение, что детские кубики — это игрушка для самых маленьких, довольно далеко от истины. Бесспорно, чаще всего кубики встречались и продолжают встречаться в основном, среди игрушек для детей младшего возраста, но когда-то этому предмету отводилась более серьезная роль, основанная на научных работах советских педагогов (на эту же тему можно почитать о металлических заводных игрушках советских времен на нашем Дзен-канале).
Основная задача детских кубиков
Вообще, к вопросам производства детских игрушек советская промышленность подходила основательно и солидно: после того, как кустарное производство было ликвидировано, ни одно государственное предприятие по производству игрушек не могло начать серийный выпуск какой-либо продукции без одобрения специальных комиссий.
И самую широкую дорогу предоставляли тем игрушкам, изготовление которых имело максимальную целесообразность, подтвержденную выводами специалистов по педагогике. Игрушка, с точки зрения этих комиссий, должна служить не только развлекательным целям, но и развивать кругозор детей, способствовать приобретению каких-либо навыков или знаний, воспитывать те или иные качества.

Казалось бы — чем бы таким полезным можно обосновать производство самых обычных детских кубиков? Но при разном исполнении эта игрушка способствовала развитию внимания, сообразительности и мелкой моторики, развивала художественный вкус ребенка, а также — при использовании некоторых набор, помогала в освоении учебных навыков и расширении кругозора.
Кубики для всех возрастов
Вот этот момент, пожалуй, будет самым интересным в истории производства советских кубиков. Эта игрушка относилась к категории конструкторов, и потому в официальных документах называлась «конструктивная игрушка типа разрезных картинок». Название это говорило о том, играя с кубиками, ребенок выполняет простое конструктивное действие, составляя из разрозненных деталей нечто целое, решая при этом задачу о выборе правильного места в этой конструкции для каждой детали.

Соответственно, чем крупнее был набор кубиков, чем сложнее на них было нанесено изображение, тем труднее становилось конструктивное задание. И если для совсем маленьких делали очень простые наборы, состоящие из 4-6-8 кубиков с нанесенными на них сказочными и очень простыми сюжетами, крупными рисунками животных или знакомых предметов, то существовали и сложные наборы из 30 и более деталей, предназначенные для школьников всех возрастов, в том числе — и для старших.
Такие «кубики для взрослых» чаще всего преследовали одну цель: помочь освоению предметов школьной программы. Поэтому существовали очень интересные наборы с сюжетами по литературе и русскому языку, географии, биологии, истории и т.д. Сюжеты таких кубиков могли быть представлены географическими картами, изображением каких-то значимых исторических объектов, изображениями, повествующими о представителях флоры/фауны различных регионов и т.д. Так что, в советские времена в кубики играли не только воспитанники детских садов ))

Инструкции по детским кубикам рекомендовали…
Малышам, несмотря на их нежный возраст, тоже предлагалось играть с кубиками не просто так, а с пользой для своего развития. С помощью этой игрушки можно было научиться азбуке, счету, простейшим арифметическим действиям, запомнить поговорки, научиться отгадывать загадки, запоминать предметы из разных категорий: овощи/фрукты, звери/птицы, цветы/деревья и т.д.
Также часто с помощью кубиков предлагалось собрать сюжетную картинку — дети всегда очень нравится подобного рода игры, когда нужно перемешать разрозненные детали, а потом собрать из них какую-то знакомую картинку. Инструкции к таким наборам предлагали детям в возрасте 3-4 лет давать не более 4-6 кубиков с крупными, яркими картинками; детям постарше уже можно было предлагать по 10-16 кубиков, а школьникам — по 20-30 шт.

Помимо обычных кубиков «типа разрезных картинок» встречались и по-настоящему шикарные архитектурные и строительные наборы. Причем, некоторые из таких наборов имели оригинальную и крайне удобную упаковку в виде тележки с небольшими бортами. Ребенку было очень удобно было перемещать такую «коробку» по всей «строительной площадке». а потом собирать в нее кубики обратно.
Но, конечно, такие наборы предназначались уже не для маленьких, а скорее для школьников. Хотя, конечно, малыши тоже с удовольствием строили башенки и дома из этих «профессиональных» кубиков.

Как делали советские детские кубики
В 50-е гг., когда разрабатывался стандарт на этот вид игрушек, детские кубики делали исключительно из дерева: из сосны или ели. Одно время пытались наладить производство из березы, но оказалось, что для рук малышей этот вид древесины тяжеловат, поэтому переключились только на ель и сосну. Требования к игрушке были простыми: сухое дерево, абсолютно точная перпендикулярность расположения ребер (допустимая погрешность — всего в 0,5 мм), отсутствие трещин и заусенцев.
Картинки, наклеиваемые на поверхность кубика, должны были быть напечатаны на плотной бумаге, рисунок — яркий и понятный. При этом композиция картинки строилась таким образом, чтобы после разрезания ее детали все равно оставались понятными и линия разреза не проходила по стратегически важным деталям. Крашеные кубики должны были иметь равномерное гладкое покрытие, при их обработке использовались краски насыщенного оттенка, безвредные для детского здоровья.
Нецелевое использование детских кубиков
Познавательные и развивающие игры — это, конечно, хорошо, но можно использовать детские кубики и для других целей. Так, например, когда в начале 80-х в СССР возникла мода на разведение кактусов, а в продаже стали появляться не только деревянные, но и пластмассовые кубики, кактусоводы нашли этой игрушке необычные применение. Если у кубика обрезать одну сторону, получается яркий, удобный и красивый горшок для колючего растения ))

Девчонки 70-х, ориентируясь на моду, в которую тогда вошли сапоги-чулки, подражали взрослым и мастерили свой вариант таких сапог, запихнув по небольшому деревянному кубику в самые обычные гольфы — получались сапоги на каблуках.
Встречались и дизайнерские решения, когда детским кубиком либо затыкали какую-нибудь дыру в стене или в полу, а также использовали их как импровизированные полочки для разных мелочей, разместив крупные яркие кубики на стене и украсив их небольшими интерьерными украшениями.
*****************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
*****************************************************************************************
Калейдоскоп: любимая игрушка советских детей


