Искусственные цветы и советский быт
В дореволюционной России использование искусственных цветов было явлением широким и повсеместным. Они применялись и в убранстве жилища, и в качестве повседневного аксессуара, и для украшения бальных платьев и парадных причесок. Искусственные цветы тонкой (преимущественно заграничной) работы ценились наравне с ювелирными изделиями — настолько красивой и изысканной была эта работа.
С приходом советской власти отношение к этому украшению неоднократно менялось: то эти цветы считались буржуазным пережитком, то неожиданно становились хитом сезона — как это было, например, после премьеры балета «Красный мак».
Советский быт и искусственные цветы
В послевоенное время, когда страна поднялась из руин, искусственные цветы вновь стали появляться в жизни советского человека. Чаще всего они встречались как элементы свадебных нарядов и в простеньких интерьерных украшениях. Чуть ближе к 70-м годам появилась традиция использовать пышные бумажные цветы для первомайских декораций: демонстрации трудящихся с разноцветными шарами, бумажными цветами на длинных палках и транспарантами в руках были повсеместным явлением.
Ну и конечно же, довольно часто искусственные — как правило, пластмассовые цветы, использовались в ритуальных целях. Конечно же, в советские времена не было такого обширного ассортимента цветов, как сейчас, но и дефицита этого вида товара тоже не наблюдалось. В большинстве промтоварных магазинов незамысловатые пластиковые цветы можно было купить по цене от 5 до 20 коп. за штуку.
Кстати говоря, несмотря на всю свою внешнюю скромность и непритязательность, искусственные цветы иногда порождали определенные тренды. Так, например, одно время было очень модно иметь дома ночник, изображающий вазу с тюльпанами и носящий официальное название «Сувенир с подсветкой». Примерно с той же частотой в домах встречалась и пластмассовая вазочка с веточками искусственных ландышей.
Советские искусственные цветы и их разновидности
Впрочем, когда стало окончательно ясно, что искусственные цветы имеют право на существование и при этом вовсе не являются отголоском буржуазной жизни, производство этого товара стало более серьезным и обстоятельным. В зависимости от назначения цветы подразделялись на декоративные и отделочные. Первые применялись для украшения витрин, фойе, жилых помещений и т.д., вторые — для отделки головных уборов, одежды, аксессуаров.
Виды материалов, из которых изготовляли искусственные цветы, порой поражали своей изобретательностью. Помимо традиционной бумаги, ткани или воска, могли использоваться, например, древесные стружки, кожа или даже пух с пером.
Цветы из стружки
Идея безотходного производства — эта несбывшаяся мечта советского государства, иногда приводила к появлению оригинальных решений. Так, например, тонкая стружечная лента, которая была постоянным видом отходов большинство деревообрабатывающих предприятий, одно время использовалась для изготовления цветов для демонстраций.
Из окрашенной в разные цвета ленты толщиной 0,1 мм вырезались лепестки, которые складывали в небольшую ступку и придавали им форму нагретым металлическим шариком. Затем эти лепестки скреплялись, принимая форму цветка, и фиксировались на стебле из мягкой проволоки.
Бумажные цветы
Этот вид искусственных цветов тоже использовался в целях украшения интерьера или, как уже рассказывалось выше, для создания праздничной атмосферы на первомайских/ноябрьских демонстрациях. Эти цветы делали из рисовальной, писчей белой или цветной бумаги, а также и тонких листов папиросной бумаги с использованием мучного или канцелярского клея.
Более изящными были парафинированные бумажные цветы. Так, например, из чертежной бумаги делали лилии, из фильтрованной — тюльпаны, из гофрированной — пышные розы. Лепестки вырезали по шаблону, при необходимости подкрашивали, если бумага была не цветной, после чего заготовки формировали в цветки. Готовое изделие окунали в горячий парафин, подсушивали и еще раз повторяли эту процедуру.
Искусственные цветы из обрезков кожи
Любое кожевенное производство подразумевает наличие большого количества лоскутов, обрези, а также брака. Чтобы все это добро не пропадало даром, было налажено производство кожаных цветов, используемых для отделки шляп и женской одежды (иногда встречались и кожаные украшения — броши, браслеты, кулоны).
Чаще всего изготовлялись маленькие букетики — на их производство шла лаковая кожа, шевро, опоек и т.д. Для окраски применялась нитрокраска, масляный лак, бронзовый порошок. Лепестки цветов вырезались из кожи по шаблону, нагреванием или с помощью дополнительных материалов заготовкам придавалась нужная форма, после чего они собирались в цветки и формировался букетик с проволочным стержнем.
Иногда женщины старались сделать внешний вид этого украшения более эффектным, и натирали кожаные цветки яичным белком или теплым маслом, чтобы букет приобретал глянцевый блеск.
Пластмассовые цветы
Как уже упоминалось выше, эти цветы часто использовались как интерьерные украшения, но иногда и применялись в качестве отделки головных уборов и некоторых предметов одежды. Изготовляли эти украшения из полихлорвинила, полиуретана, полиэтилена, окрашенных в приглушенные цвета (неяркая их окраска усугублялась еще и тем, что со временем эти цветы выгорали на солнце и становились совсем невзрачными).
Пластмассовые цветы делали методом высечки из целого куска, после чего обрабатывались горячим способом под форму нужного цветка. В букетик эти изделия собирали с помощью клея или горячей опрессовки.
Пухо-перовые цветы
В советской торговой терминологии эти изделия назывались эгреты, что было не совсем верно. Да, изначально эгретами назывались украшения дли причесок/шляп, с помощью которых крепились декоративные перья. Но в более позднее время этим термином стали обозначать и другие головные украшения, которые могли и не содержать перьев.
В советские времена эти отделочные украшения делали и перьевые, и пуховые, и комбинированные, самых разных форм, размеров и цветов. Для изготовления подобных цветов птичье перо сначала промывалось, обезжиривалось, окрашивалось анилиновыми красками и высушивалось. Скрепление отдельных элементов осуществлялось нитками и резиновым клеем, а стебли делали из мягкой проволоки. Нижнюю часть украшения покрывали лаком.
Чаще всего почему-то в ассортименте пухо-перовых цветов встречалась гвоздика, пион и колокольчик, хотя иногда попадались и другие ботанические виды.
Тканевые искусственные цветы
Ассортимент этих изделий был, пожалуй, самым широким: ландыш, мак, настурция, акация, роза, астра, сирень, колокольчик, лилия, ирис, хризантема, яблоня, шиповник и многие другие. Эти цветы были универсальными: они применялись и в качестве отделки одежды, и для декоративно-интерьерных целей.
В качестве декоративных изделий обычно изготовляли одиночные экземпляры, а вот для отделочных целей могли использоваться как отдельно взятые цветы, так и всевозможные букеты. В качестве исходного материала применялись шелковые (искусственные и натуральные) и х/б ткани.
Материал сначала хорошенько крахмалился и окрашивался, после чего из него вырезали по шаблону отдельные элементы, из которых и формировали цветки. В основу крупных цветков закладывался комочек ваты для объема, а стебель делали из мягкой проволоки, которую оборачивали папиросной бумагой. Листья часто делали из бумаги, к которой приклеивали тоненькие кусочки проволоки, имитирующие прожилки.
Иногда применялись и натуральные пальмовые листья — их высушивали, проглаживали горячим утюгом и красили в зеленый цвет. Правда, чаще всего эти листья применялись в больших композициях — например в интерьерных или в ритуальных венках.
***********************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
****************************************************************************************
Жакет: непростой вид одежды советской женщины