советские женские жакеты
Одежда, обувь, аксессуары

Что такое жакет: непростая женская одежда времен СССР

Сегодня на многих ресурсах, посвященных вопросам моды и стиля часто разворачиваются горячие дискуссии на тему того, что такое жакет и какие характерные признаки имеются у этого предмета одежды. Большинство «знатоков» от моды очень любит утверждать, что в женском гардеробе не может быть пиджака, там есть только жакеты, упрямо отказываясь признавать этот предмет одежды прямым наследником мужского пиджака.

Но всегда ли так было, и что собой представляли жакеты в более ранние времена? Скажем, возьмем начало и середину прошлого, XX века, какими были жакеты и были ли они исключительно женской одеждой?

Небольшой экскурс в прошлое

Как-то очень незаметно жакет успел превратиться чисто в предмет гардероба, не имеющего никакого отношения к верхней одежде. А ведь еще совсем недавно и в отечественной, и в зарубежной истории одежды жакеты считались именно верхней одеждой, предназначенной преимущественно для женщин, девушек и девочек (О модных уловках советских женщин можно почитать ЗДЕСЬ).

Так, например, в знаменитой «Американской трагедии» Теодора Драйзера одна из героинь восхищается меховым жакетом:

В окне небольшого и не первоклассного магазина меховых вещей Гортензия увидела жакет из недорогого бобра. Она сразу решила, что он идеально подходит к ее фигуре и цвету лица, совершенно необходим для обогащения ее весьма скромного гардероба. – Ну что за прелестный жакетик! Я никогда не видела ничего прелестнее! Нет, ты только посмотри на рукава, Дорис! – Она стиснула руку подруги. – Смотри, какой воротник! А подкладка! А карманы! Ах, Боже мой! – Она даже слегка дрожала от волнения и восторга.

В СССР долгое время укороченная верхняя одежда из плотных тканей (драп, сукно, шерсть) с меховым воротником или без него, также называлась жакетом. Но ближе к 50-м годам модельный ряд этого вида одежды был существенно расширен, и появились жакеты костюмные, одиночные, для платьев, трикотажные, плюшевые, на вате, овчинные и меховые.

женский меховой жакет

Костюмные жакеты советских времен

Это были как раз те самые жакеты, которые стали прямыми наследниками мужского пиджака. Внешне и конструктивно они очень напоминали пиджаки, но отличались разнообразием фасонов. Так, например, они могли быть прямыми и приталенными, свободными и зауженными, с прямыми и закругленными полами, рукавами реглан или цельнокроенными, с разрезной, цельной или на кокетке спинкой.

То же разнообразие прослеживалось и в других деталях: заостренные или округлые лацканы, воротник отложной, стоячий или шалькой, с хлястиком, поясом или без них. В качестве отделки таких жакетов часто использовались полоски бархата, плюша, атласа или меха, что никогда не использовалось в мужских пиджаках.

Существовал и такой вид костюмного жакета, который имел очень свободную посадку и был более длинным, чем прочие варианты. Эта модель называлась труакар и выступала в роли заменителя пальто/полупальто в период смены сезонов — с лета на осень или с весны на лето. Все эти жакеты в обязательном порядке имели подкладку, материал которой должен был соответствовать ткани, используемой или максимально приближенной к текстуре самого изделия (шелковому пиджаку — шелковую подкладку, льняному — льняную и т.д.).

женский труакар

Платьевый жакет

Этим непривычным для слуха современного человека назывался жакет, который был составной частью платья-костюма. Подобные платья-костюмы выпускали как для взрослых, так и для девочек школьного возраста, и жакеты были обязательной частью этого наряда. От костюмного он отличался в основном тем, что не имел подкладки.

Платьевые жакеты шили только из легких костюмных тканей, и примерно в том же ассортименте фасонов, что и упомянутые выше жакеты. По покрою и общей стилистике эти жакеты подходили практически к любому виду легкого платья, но отличались некоторой строгостью форм, которая должна была придавать платью чуть более сдержанный и серьезный вид.

платье с жакетом

Плюшевые жакеты

Эти жакеты были исключительно верхней женской одеждой (по торговой номенклатуре СССР они и относились к категории пальто и полупальто), своеобразным аналогом демисезонного (а иногда и зимнего) пальто. Эти теплые жакеты шили только из разных видов плюша и бархата, используя в качестве утепляющего слоя вату высших сортов или ватин, и обязательно — на шелковой подкладке.

По покрою плюшевые жакеты могли быть однобортными, двубортными и то. что сегодня назвали бы «оверсайз» — свободной формы. В деталях кроя такие жакеты могли сильно отличаться друг от друга: разнообразные формы рукавов, манжет, воротников и отделки. Некоторые жакеты имели меховые воротники и такие же манжеты.

Нужно заметить, что в массовом производстве плюшевые жакеты играли далеко не первую роль; основная доля продаж приходилась на ателье и мастерские индивидуального пошива.

Жакет на вате

Этот «бедный родственник» плюшевого жакета тоже относился к категории «пальто и полупальто» и отшивался как для взрослых, так и для детей (девочек). По сути, это было недорогое полупальто — на его пошив шли дешевые шерстяные ткани, в качестве утепляющего слоя — вата, а для отделки вместо меха использовалась та же ткань, из которой был сделан сам жакет. Подкладку шили преимущественно из х/б материалов, в редких случаях — из недорогого искусственного шелка.

Фасоны жакетов на вате тоже были очень простыми: либо классические двубортные модели, либо со свободной посадкой, с очень простыми, незатейливыми рукавами и воротником. Иногда в качестве декоративного элемента использовалась складка на спинке, небольшой рельеф на полочках и прорезные/накладные карманы.

Жакет меховой

Это был вариант женской зимней одежды, немного удлиненный, с утепляющим слоем из ваты или ватина, с шелковой подкладкой (в более поздние времена эти жакеты стали называть просто полушубками). Фасоны таких жакетов менялись довольно часто, соответствуя текущим модным тенденциям. Такие жакеты могли быть прямыми, зауженными в талию, расклешенными и т.д. Та же картина касалась и деталей кроя — прямые рукава, реглан, «японка», клеш, с манжетами или без; с лацканами или без них; с карманами или без них и т.д.

Отделка жакета могла быть выполнена из другого вида меха, нежели само изделие, причем, само расположение меха тоже широко варьировалось: «паркетом», «елочкой», «винтом». Но самым интересным был тот ассортимент меховых шкурок, который долгое время в советской промышленности официально использовался для пошива таких жакетов.

меховой жакет

Так, например, наряду с белкой, кроликом, норкой, лисой, нутрией, каракулем, козликом или сусликом использовались шкурки домашней кошки, крота, амбарной крысы или хомяка.

виды меха для женских жакетов времен ссср

В зависимости от использованного меха предусматривалось и особенности его расположения: длинноворсовые шкурки (белка, кролик и пр.) располагались так, чтобы направление ворса шло сверху вниз или наискось; коротковорсовые направлялись снизу вверх; каракуль и мерлушка подбирались таким образом, чтобы завиток шел сверху вниз.

От подкладочной ткани требовалось, чтобы она гармонировала с цветом меха и по своему качеству соответствовала ценности основного материала.

Жакет овчинный

Эта элегантная разновидность короткого женского тулупа тоже была зимним видом одежды и шилась только кожаным слоем наружу, без использования тканей. Ближе к 70-м овчинные жакеты стали называть «дубленками», т.к. для их производства использовались дубленые овечьи шкуры, окрашенные в черный, коричневый, темно-синий, зеленый и другие цвета.

Все такие жакеты шили только одного фасона — однобортные, с прорезными петлями и застежкой на три пуговицы. Чуть позже для таких «дубленок» стала использоваться отделка мехом по подолу, вороту и манжетам, появилось декорирование вышивкой или тесьмой.

советская женская дубленка

Трикотажные жакеты

Эта разновидность одежды предназначалась для женщин и детей, и могла быть как самостоятельным предметом гардероба, так и частью костюма. Трикотажные жакеты, пожалуй, больше остальных групп отличались разнообразием фасонов и отделки: однобортные, двубортные, с длинными, укороченными или короткими рукавами, с воротником или без него, на пуговицах, молнии, пряжках, резинках и т.д.

В плане отделки жакеты тоже не отставали: вышивка, аппликация, тесьма, декоративные швы, нашивки, кармашки, погончики — все это широко использовалось и давало направление той или иной стилистике в соответствии с модой того времени.

женский трикотажный жакет

Жакеты этого плана изготавливались из нитей и пряжи всех видов волокон, которые только существовали в советском трикотажном производстве. Это были шерстяные и полушерстяные изделия, х/б и комбинированные жакеты — всё то, что в 70-е годы советские женщины станут называть просто «кофточками».

Теперь мы видим, что история жакетов была довольно богатой и разнообразной, и что этот предмет гардероба — не просто разновидность мужского пиджака, а могла быть еще и верхней одеждой «для бедных» или состоятельных граждан, а также той самой «кофточкой», без которых редко обходился гардероб советской женщины.

женские жакеты советских времен
Разновидности женских жакетов образца 50-х гг.

*****************************************************************************************************************

О женской пляжной одежде советских времен

женская пляжная одежда ссср

Комментарии к записи Что такое жакет: непростая женская одежда времен СССР отключены