женские шляпы ссср
Одежда, обувь, аксессуары

Дело в шляпе: из чего делали советские головные уборы

Шляпа в облике советского человека всегда играла довольно значимую роль. Этот благородный головной убор служил не просто для утилитарной защиты от холода, жары или непогоды, был не просто аксессуаром, а выполнял функцию своеобразного маркера социального положения.

Недаром именно в СССР получили широкое распространение присказки «а еще шляпу надел» или «а еще в шляпе!», употребляемые по отношению к человеку интеллигентной наружности, но совершившего какой-нибудь неблаговидный поступок…

советские партийные руководители
Шляпа как неотъемлемый атрибут советского партруководства

Все шляпы советского времени подразделялись на две категории: общего назначения (бытовые) и специального, причем, к бытовым относились и национальные головные уборы, и охотничьи, и «курортные» (так в середине XX века назывались пляжные широкополые шляпы).

советская женщина в бумажной шляпе

Специальными назывались шляпы, используемые в специфических условиях, связанных с профессиональной деятельностью: форменные головные уборы военных, служащих в жарком климате, шахтерские, шляпы рабочих горячих цехов и пр. Впрочем, эта категория всегда была малочислена и потому не очень интересна.

Гораздо больший интерес представляют собой материалы, из которых в СССР делали шляпы общего назначения. Так, например, в 50-е годы нередко можно было встретить войлочные и поярковые шляпы, которые делали из своеобразных «полуфабрикатов» — колпаков из очень грубой шерсти кустарно-артельного производства.

Чуть позже получили распространение фетровые шляпы — из этого материала изготавливали головные уборы и для женщин, и для мужчин, и для детей. Шляпы мастерили из шерстяных колпаков-заготовок с гладкой отделкой с добавлением искусственных или синтетических незакрашиваемых волокон. Эти волокна образовывали эффектную ворсистую поверхность, за которую так и любили этот вид шляп.

женщина в шляпе, советский журнал мод
Журнал мод, 1976

Женские шляпы из фетра могли быть как формованными, так и шитыми, но формовка использовалась лишь для простых фасонов, хорошо держащих форму, а вот для фантазийных шляпок чаще применялся метод отдельного формования головки и отдельного изготовления полей.

Для холодного времени года советская промышленность выпускала меховые шляпы: их делали из натуральных или крашенных шкурок с коротким ворсом. Чаще всего это был каракуль, белка, белёк, нерпа, крот. Хотя нередко встречались и женские шляпы из искусственного меха: в начале 70-х, когда начался «синтетический бум», искусственный мех «под леопарда» и другой благородный окрас был на пике популярности.

шляпы из журнала советского журнала мод
Советский журнал мод, 1979 год

К несколько экзотическим видам головных уборов можно отнести перьевые шляпы: их делали только для женщин, т.к. кроме них вряд ли кто-нибудь согласился бы носить изделия из цельных птичьих шкурок или перьев, нашитых поверх фетра и другой плотной ткани, хорошо держащей форму.

Наряду с такими необычными материалами существовали вполне заурядные шляпы из ткани: из плотной (шерсть или лен) и легкой (пике, хлопок, рогожка). Для мужчин тканевые шляпы делали формованными и проклееными, для женщин — на каркасах. Иногда промышленность СССР выпускала небольшими партиями и «буржуйское наследие» — женские шляпы из кружева, тюля и трикотажных полотен.

Но помимо таких распространенных и привычных материалов встречались и довольно необычные: так, например, одно время в продаже появлялись мужские и женские шляпы из… древесной стружки (спартри). Мастерили такое чудо в Белоруссии и в северных регионах РСФСР: материал представлял собой нечто вроде рогожки, сплетенной из узких стружек древесины мягких пород.

Стружки были белые или крашенные, имели простое или довольно замысловатое, узорчатое плетение, но, несмотря на всю необычность и оригинальность, эти шляпы были не очень популярны у советского потребителя, т.к. слишком быстро загрязнялись и не отличались прочностью.

Также на прилавках советских магазинов встречалась и экзотические шляпы, сделанные из листьев, трав или корней тропических растений. Как правило, такие головные уборы завозились в уже готовым виде из-за рубежа. В основном для изготовления шляп использовалась манильская пенька и рафия (кожица листьев разных видов пальм).

Соломенные шляпы, пользующиеся популярностью во все времена, в 50-е гг. мастерили из китайской соломки-тесьмы, которую огромными партиями завозили в СССР из Китая. Несмотря на то, что в собственных колхозах пшеничной соломы было вдоволь, Советский Союз предпочитал покупать этот материал в дружественных странах — особым спросом пользовалась соломка фиу-киу, сплетенная из блестящих стеблей.

женская соломенная шляпа
советская пляжная шляпа из соломки

Довольно необычными были и женские шляпы из крученой бумаги, которая в те времена считалась полноценным заменителем соломки. Такие шляпы плелись по рисунку южноамериканских панам из белого бумажного шпагата, который проходил специальную водостойкую обработку. Но, как и шляпы из стружки, эти головные уборы отличались весьма коротким сроком службы.

Но из чего бы все эти виды советских шляпок не делались бы, ко всем были одинаково строгие требования: головной убор должен был иметь устойчивую при эксплуатации форму; надежное и аккуратное крепление фурнитуры; равномерная окраска материала; гармоничность расцветки отдельных элементов шляпы; устойчивость размера (почти все шляпы в процессе носки дают небольшую усадку).

Важным было и то, что от продавца требовалось владеть некоторыми стилистическими навыками и уметь рекомендовать покупателю наиболее удачный для его наружности фасон шляпы. В реальной жизни подобными рекомендациями мало кто из работников торговли себя утруждал, считая, что покупатель и без его помощи разберется, что ему стоит носить, а от чего лучше отказаться…

примерка женской шляпы
Женские шляпы советских времен