
Пластический грим в советском кинематографе
Как ни странно, но национализация большевиками кинематографа пошла этой отрасли на пользу: кино рассматривалось исключительно как искусство, а не как продукт коммерческой деятельности, что позволяло всем задействованным в этой индустрии (режиссеры, актеры, гримеры, сценаристы) превращаться в настоящих художников высочайшего уровня. Но если работа режиссера, оператора, артиста или сценариста была довольно очевидной, то грим (а особенно пластический грим) оценить мог далеко не каждый зритель, а только очень искушенный знаток кинематографа.

Между тем, еще на самом раннем этапе развития советской киноиндустрии было понятно, что традиционный театральный грим для кино не подходит: слишком условный, слишком грубый — особенно для работы с крупным планом. Все-таки, кино — это очень убедительная иллюзия и подход к ее созданию должен строиться на более тонких приемах и техниках.
Пластический грим, мастерская которого (одна-единственная на всю страну) имелась на киностудии «Мосфильм», как раз для создания таких иллюзий и предназначался: если нужно было из актера Баталова сделать Смоктуновского, а из Курилова — например, Наполеона или Ленина, то без пластического грима решить такую задачу было практически нереально.

Процедура, которую актеры терпели с трудом
Как известно, искусство требует жертв, но актерам такую жертву часто приходилось приносить не на сцене и не на съемочной площадке, а в мастерской, где делают пластический грим. Художник, который сумеет превратить артиста в Наполеона, должен очень хорошо знать лицо обоих, но к лицу артиста требуется более серьезный подход. Недостаточно хорошо изучить его портреты, поскольку грим подгоняют только по живому лицу, а значит человек должен постоянно присутствовать и на позировании, и на «примерке». Поэтому с лица или головы актера делали гипсовый слепок.
Вот эту-то процедуру и не любили все, кому приходилось приносить подобную «жертву» во имя искусства: актера сажали в кресло, убирали волосы под шапочку, затем толстым слоем покрывали лицо вазелином. В обе ноздри помещали папиросные гильзы — для дыхания, и начали покрывать лицо гипсовым густым раствором. Через 10-15 минут гипс начинал твердеть, его осторожно снимали и оставляли сушиться — так получалась форма, гипсовый портрет актера.

Превращение гипсовой маски
Работа по изготовлению маски хоть и требовала хороших профессиональных навыков, все же была чистой воды ремесленничеством. Искусство начиналось с того момента, когда к работе приступали скульпторы. Полученную гипсовую маску с помощью пластилина «достраивали» до нужного образа, сверяясь с портретом той личности, под чью внешность подгоняли эту заготовку.

Когда маске преданы нужные черты — того же Наполеона, к примеру, ее разрезают на несколько частей, каждую из них помещают в формовочную раму и заполняют гипсом. После его застывания получаются различные формы: брови, нос, подбородок, лоб, губы. В эти новые гипсовые заготовки заливают латексную пену (латекс взбивают с эмульгаторами и красителями), в результате чего мастерская получает набор мягких, гибких носов, подбородков и лбов, которые уже надевают на актера.

Ну а чтобы эти «детали» лучше держались и не было заметно стыков между естественным лицом и пластическим гримом, края латексных заготовок маскируют специальной пастой, поверх которой уже наносят обычный классический грим.
Пластический грим — это не только лицо
Конечно же, подобные ухищрения нужны не только для того, чтобы добиться портретного сходства. Пластический грим помогал и в том случае, если у персонажа имелись какие-то характерные черты, которые отсутствовали у актера. У Сирано де Бержерака, к примеру, это нос внушительных размеров или тройной подбородок, которого не было ни у одного отобранного на эту роль актера.
Когда снимали фильм «Мертвые души», у актрисы, исполнявшей роль Коробочки (Анастасия Зуева) по сценарию должны быть полные, пухлые руки, а в реальной жизни они таковыми не являлись. Поэтому в мастерской в рук сняли слепки, долепили их до нужной форм пластилином, и отлили в латексе — получилось именно то, что нужно.

Помимо этого из латекса нередко делали съемочный реквизит — например, пики знамен эпохи французской революции, старинные украшения с имитацией драгоценных металлов и камней и даже «поддельные» ткани для одеяний вельмож в исторических кинолентах. Для комбинированных съемок из вулканизированной пены мастерили пеших и конных воинов, макеты кораблей и самолетов, нередко приходилось для актеров, играющих роль животных, делать соответствующие маски, которые не только позволяли говорить и петь, но и сохраняли живую мимику.
Конечно же, с тех пор искусство пластического грима ушло далеко вперед, да и без актерского таланта, соответствующего реквизита, декораций, сценария и звукового сопровождения хорошего фильма не получится. Но все же стоит признать, что «закадровая» работа мастерской «Мосфильма» в свое время находилась на должной высоте, хотя многие из зрителей даже не догадывались о том, какой огромный объем работы был проделан художниками и скульпторами…

Еще о жизни в СССР:
*****************
Советские диафильмы как двигатель торговли


