москва будущего
Разное

Советские мечты о подземной Москве будущего

СССР, в своем неутомимом стремлении «Догнать и перегнать Америку», конечно же, задумывался и об архитектурном изменении облика своих городов. В частности, еще в 30-е годы активно поднимался вопрос о возведении в Москве небоскребов наподобие тех, что украшают Нью-Йорк или Чикаго.

Однако основанием для американских домов-гигантов служила очень прочная скалистая порода, Москва же стоит преимущественно на песке и суглинке, да деятельность самого человека тоже внесла немалые изменения в грунты столицы, причем, изменения эти были не в самую лучшую сторону: были засыпаны Неглинские пруды, например, а строительство метрополитена и вовсе внесло такие изменения в геологическую картину города, что их последствия проявляются до сих пор.

Почему передвинули МГУ

При проектировании здания МГУ изначально предполагалось возводить его непосредственно на берегу Москва-реки, где оно смотрелось бы очень эффектно и величественно. Однако из-за серьезной угрозы оползней Университет пришлось отодвинуть от берега чуть ли не полкилометра вглубь. Вносились предложения основательно укрепить и благоустроить берега, но никто из архитекторов не решился взять на себя подобную отвественность.

Строительство МГУ

Подземные воды, как и грунты, тоже претерпели множественные изменения: в советские времена в столице и ближайших окрестностях было пробурено 1000 артезианских скважин, из которых на начало 70-х приходилось 600 действующих. Это привело к тому, что известняковые, каменноугольные пласты теряли влагу, песок вымывался и переносился с места на место грунтовыми водами, перетекающими сверху вниз. В результате возникала пористость и хрупкость пород.

Как строили высотные здания

Как видно из этой картины, советская Москва стояла на бедных, истощенных, обезвоженных и чаще всего — искусственно насыпанных грунтах, которые мало подходили для строительства небоскребов. Так каким же образом столичным архитекторам удалось воздвигать высотные здания и при этом еще и мечтать об «американских» небоскребах?

В первую очередь специалисты делали ставку на облегченные конструкции и более прочные материалы, при этом горячо веря в практически неограниченные возможности пластмасс. Тонкостенные плиты и перекрытия, ажурные балки — в этом архитекторы видели перспективы для советской столицы, и видимо, это с их подачи мы получили квартиры с отличной слышимостью и «запахопроводимостью».

Также оптимистично смотрели советские архитектуры и в будущее. же во всех крупных городах мира — Токио, Париж, Лондон, Нью-Йорк прозвенели первые тревожные звоночки, связанные с перенаселением: острые транспортные и жилищные проблемы, нехватка детских садов и больниц, нарушения топливно-энергетического баланса.

Московская высотка на Котельнической набережной

И только в СССР специалисты были спокойны и уверены, что нашу страну минует эта напасть, чему должно было способствовать вертикальное зонирование застройки городов. Так, например, к середине 70-х была разработана схема использования подземного пространства Москвы, согласно которой под землей должны были оказаться транспортные магистрали, гаражи, котельные, склады, водокачки и пр.

Москва будущего

Строительство подземной Москвы

Вообще, самый первый эксперимент из серии освоения подземного пространства был проведен еще в 50-е годы, когда на площади Восстания в узенькие улочки с дефицитом места втискивали огромный высотный дом. Именно из-за нехватки места было решено два этажа опустить под землю.

На этих этажах разместились склады магазинов, трансформаторная и насосная станции, стоянка для машин, слесарные мастерские и даже какие-то клубы нашли себе там пристанище. По тому же принципу было организовано обеспечение магазинов, кафе и ресторанов на Новом Арбате: под землей расположились электро- и насосная подстанции, транспортно-грузовой тоннель длиной около 800 м, вентиляционная система и множество других коммуникаций.

Новый Арбат

В будущем планировалось освоить еще множество подземных пространств: на пустыре между Савеловской же­лезной дорогой и улицей Яблочкова, должен был возникнуть подземный общественный центр с культурно-бытовы­ми учреждениями; в районе Комсомольской площади проектировались подземные помещения широкого назначения; целых пять подземных ярусов должны были освоить и на Таганской площади.

В микрорайоне Орехово-Борисово должна была осуществиться самая крупная подземная застройка: на огромной площадке планировались возвести двухэтажное здание со складами, автотранспортными службами, пунктами управления водоснабжением, теплоподачей и электропитанием. Там же проектировалась и стоянка для 30 000 автомобилей.

Мечты о жизни под землей

Также советские архитекторы решили в будущем весь автотранспорт Москвы убрать под землю: в центре столицы должны были построены скоростные магистрали; под бульварным кольцом планировалось создание крупнейшего автотранспортного узла: гаражи, ремонтные мастерские, стоянки, склады ГСМ. Также под каждым новым домом предусматривалось строительство индивидуальных гаражей.

Инженеры из Мосинжпроекта к тому времени подготовили план отведения столичных сточных вод при подземной городской застройке. Предполагалось, что объем разжиженных отходов составит около 10 млн куб. м в сутки (это как три Москвы-реки). Для их отведения должны были быть возведены огромные тоннели, диаметром более 5 м, залегающих на глубине от 4 до 80 м с расположенными тут же, под землей, станциями перекачки и сборными резервуарами.

Но, как мы видим, планам прошлого столетия о создания особенной подземной Москвы, не суждено было реализоваться, хотя часть их успела воплотиться в жизнь — в виде современных столичных небоскребов… Хотя было и альтернативное видение Москвы в XXI веке — многое, кстати, было предсказано довольно верно.

московские небоскребы