Советские фильмы с «химическим» космосом
Задолго до того, как СССР запустил на орбиту свой первый искусственный спутник, и уж тем более — до того, как весь мир узнал имя Гагарина, киноиндустрия уже вовсю развивала направление космической фантастики. Советские фильмы того периода предоставляли зрителю возможность любоваться пейзажами далеких планет, наблюдать за влетом и посадкой различной техники, представлять, как могут выглядеть космические корабли и орбитальные станции.
Ближе к началу 70-х, когда появилась возможность сравнить вымышленные пейзажи с реальными, а также произвести натурные съемки с околоземной орбиты, выяснилось, что для развития космического направления в кинематографии этого уже недостаточно. Зритель, как выяснилось, не готов был удовлетвориться документальными кадрами, а хотел видеть что-то более впечатляющее, эффектное, по-настоящему фантастическое.
Безусловно, такие запросы для художественного кинематографа были нереальными. Освоение ближнего космоса хоть и шло очень масштабно, но никто не рассчитывал на то, что туда можно будет отправить специализированные съемочные группы. Поэтому приходилось снимать пейзажи далеких звездных миров с помощью дорогостоящих макетов и комбинированных способов. Бесспорно, это было очень дорого и трудоемко, поэтому приходилось всерьез задумываться над поиском альтернативных, более выгодных методов.
Советские фильмы о космосе: макросъемка и химия
Долгое время как советские фотографы, так и кинооператоры использовали в своей работе преимущества макросъемки. Так, например, при умело подобранном ракурсе щетина одежной щетки превращалась в фантастический лес, пыль на лоскуте бархатной ткани — в космическую бездну, а простые папиросные гильзы — в величественные колонны. Это помогало в ряде случаев обходиться без сооружения сложных макетов, но этого явно было недостаточно.
Способ более простого способа съемки внеземных пейзажей одним из первых обнаружил один американский постановщик космических фильмов. Для своей работы он оборудовал целую лабораторию, где опыты с реакцией некоторых химикатов применялись для создания фантастических спецэффектов. Так, например, различные туманности он «создавал», снимая испарение сухого льда на черном фоне, а горящие кусочки магния, падающие на стекло, имитировали метеориты.
Киностудия «Мосфильм» в конце 50-х гг. тоже применила «химический» метод для создания фильма «Земля — космос — Земля». В этой работе нет актеров, диалогов и декораций. Зрителю предстает красочный образ Вселенной, то, как ее увидел в своем воображении постановщик. И чтобы эта фантазия выглядела динамичной, эффектной, яркой, широко использовались способности различных веществ вступать в химическое взаимодействие друг с другом.
Случайность привела к успеху
Борис Тихонович Травкин, автор этого легендарного фильма, свой «химический» метод съемки открыл случайно. Занимаясь какой-то работой, он случайно капнул анилиновым красителем на желатиновый слой фотоэмульсии. В результате капля растеклась по пластинке, образовав красивый, фантастический рисунок, что и навело сценариста на мысль о дальнейшем использовании этого эффекта при создании фильмов.
Конечно же, для подобных экспериментов понадобились краски и жидкости, которые друг с другом не вступали бы в активную реакцию, ну и, разумеется, не были бы слишком дорогими. Б. Т. Травкин экспериментировал с ацетоном, глицерином, жидким мылом, сахарным сиропом, нитролаком, спиртовыми растворами, разными видами клея. Как правило, все эти опыты проводились в небольшим стеклянных емкостях вроде аквариума, через прозрачное дно которых взаимодействующие жидкости подсвечивались лампой.
Как выяснилось, почти все жидкости давали повторяющиеся рисунки, что позволило систематизировать эти опыты и даже создать небольшой каталог получающихся изображений. Само собой, время от времени требовалось вмешательство в эти реакции, чтобы подправить рисунок согласно замыслу, но основная задача все же была решена.
Так советские фильмы, где присутствовали как земные, так и звездные пейзажи, получили красивые кадры с летящими по небу облаками, эффектными морскими волнами, вихрями и смерчами, потоками раскаленной лавы и др.
Запатентованный способ съемки космических фильмов
Метод Б.Т. Травкина, на который он в свое время получил авторское свидетельство, оказался настолько прост, удобен и эффектен, что впоследствии он стал использоваться и другими сценаристами.
Действительно, работа с химическими реактивами помогала решать множество художественных задач. Так, например, чтобы изобразить лаву, больше не нужно дожидаться «подходящих» природных катастроф, а достаточно всего лишь смешать глицерин, хозяйственное мыло, силикатный клей, гуашь и анилиновые красители, после чего запустить эту смесь стекать по стеклу.
Картину атомного взрыва снимали вообще при помощи двух веществ: чернил и одеколона. В стеклянную емкость с наклонным дном наливали немного одеколона и добавляли черные чернила. Капля, двигаясь по дну, быстро меняла свою форму, превращаясь в характерный «гриб». При съемках знаменитого фильма «Солярис» пейзаж мыслящей планеты снимали при помощи ацетона, посыпанного алюминиевым порошком. Этот же метод «химической» съемки использовался в фильмах первой половины 70-х: «Молчание доктора Ивенса«, «Комитет 19«, «Выбор цели» и др.
*******************************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
*****************************************************************************************
Советские диафильмы: самый необычный способ торговой рекламы