советский шарф
Одежда, обувь, аксессуары

Советские шарфы: какими они были

Мода, как известно, понятие цикличное, периодически возвращающее к жизни былые тренды. Но встречаются в ней и такие явления, об окончательном исчезновении которых вряд ли можно пожалеть. Достаточно вспомнить ту неудобную зимнюю одежду, в которую облачали советских детей. Тяжелые пальто, в котором ребенок становился неповоротливым и неуклюжим, колючие шапки и такие же «кусачие» шарфы, куртки без защитных манжет на рукавах, холодная и неудобная обувь…

Но помимо неудачных фасонов и моделей одежды существовали и определенные традиции в «детской моде», навязываемой родителями. Так, например, часто можно было встретить ребенка в двух шапках: одной тоненькой, колючей и постоянно сползающей на глаза, и второй — более толстой. Поверх пальто и шубок детей опоясывали либо ремнями, либо даже просто бельевой резинкой в два слоя.

Ну и конечно же, нельзя не упомянуть любимую родительскую манеру повязывать ребенку шарф, обращенный концами на спину. Считалось, что таким образом шарф более надежно закрывает горло, ну и заодно удобно поймать за концы этого предмета одежды ребенка, если он поскользнется и начнет падать… Вот об этих советских шарфах и пойдет сегодня речь.

Шарф как полноценный головной убор

Сегодня, когда где-либо встречаются воспоминания о зимней моде советского периода, иногда попадается мнение, что девушки/женщины в СССР, когда хотели выглядеть более оригинально и модно, вместо зимних шапок носили на головах шарфы, и преподносится это явление как отголосок старой русской традиции покрывать голову платком.

Да, безусловно, шарфы на женских головках были явлением распространенным, особенно если удавалось «достать» дефицитный мохеровый шарф с броским лейблом. Носить эту с трудом добытую красоту под одеждой, почти невидимую из-за ворота пальто или шубы советские модницы не хотели: красота должна быть видимой. Поэтому шарфами покрывали голову, благо, что они были и красивыми, и теплыми, и модными.

Но на самом деле этот стилистический прием не был проявлением оригинальности. Например, в официальной товарной номенклатуре 50-х гг. шарфы обозначаются как летний или зимний головной убор, а также, как часть одежды, закрывающая шею и плечи. Поэтому шарфы — это вполне полноценный вид головных уборов, которые могут применяться для утепления, защиты от пыли и солнечных лучей, а также для выполнения декоративных функций.

Виды советских шарфов

Какими бы ни были шарфы времен СССР — гладкокрашеными, пестроткаными, набивными, с бахромой, мережкой, одинарными или двойными, на подкладке или без нее, все они делились на две большие группы: тканевые и трикотажные.

Тканевые шарфы

Как правило, этот вид советских шарфов, относился преимущественно к летним вариантам. На их изготовление шли такие метражные ткани, как крепдешин, поплин, маркизет, шелк, креп-жоржет, капрон. Такие шарфы обычно были довольно больших размеров: например, 65 х 190 см, 90 х 200 см и т.д. Хотя самым ходовым почему-то был 30 х 105 см.

Такие шарфы могли быть как однотонными, так и с набивным рисунком (часто использовались различные эмблемы и символы-достопримечательности разных городов — это было модно). Капроновые шарфы нередко украшали металлизированной нитью (люрекс), а концы либо обрабатывали оверлоком, либо подвергали термической обработке, которая запаивала нити и не давала им осыпаться.

Встречались и утепленные тканевые шарфы: их производили как законченные штучные изделия на ткацком станке из шерстяных и полушерстяных тканей. Иногда делали и начесные штапельные изделия, которые просто имитировали шерстяные шарфы.

Особую группу тканевых шарфов представляли изделия, которые получались при изготовлении тонкосуконных головных платков. Если обычно шарфы делали как полноценное штучное изделие, то в этой группе были изделия, получившиеся из производственного брака — нужно же было куда-то использовать материал, испорченный при изготовлении платков большого размера.

Чтобы сделать шарф, бракованный платок разрезали поперек основы, края подрубали, а на узких концах делали бахрому. Длина такого шарфа зависела от ширины неудавшегося платка. Как правило, на изготовление таких шарфов шли платки с рисунком в крупную клетку — ее легче всего обрезать так, чтобы готовое изделие выглядело красиво и привлекательно. Соответственно, название таким шарфам присваивалось такое же, как и у платка: «северянка», «обуховский» и т.д.

Трикотажные шарфы

Эти шарфы делали из х/б, шерстяной/полушерстяной пряжи, искусственного шелка и синтетических волокон. В 50-е годы основную массу изделий делали машинным способом, но шарфы из козьего пуха вязали только вручную. Все эти пуховые, шерстяные и полушерстяные шарфы составляли поистине огромнейший ассортимент, поступая в продажу как одноцветными, так и пестровязанными, а «Пензенский» и «Паутинка» славились традиционно сложным художественным узором.

Концы таких шарфов обычно отделывали бахромой и помпонами, некоторые шарфы даже делали с начесом. Одно время была повальная мода надевать трикотажные шарфы поверх спортивного (лыжного) костюма, на что советская промышленность не замедлила откликнуться выпуском узких шарфиков, которые моментально стали очень популярными.

советский трикотажный шарф

Затем мода еще неоднократно менялась: носили самодельные двухметровые шарфы с расцветкой любимого футбольного клуба; из шарфов шили капоры, кончики которых украшали забавными кисточками; мелькнула и исчезла мода на комплект из шапочки и длинного узкого шарфа; ближе к 90-м стали популярными длинные и широкие шарфы, которые надевали на голову, а концы забрасывали за спину; долгое время носили «трубы» — сшитое в кольцо трикотажное полотно, надеваемое как капюшон.

Многие экземпляры тех советских шарфов дожили и до наших времен, и судя по тому, какими быстрыми темпами набирает популярность мода на винтажные вещи, похоже, очень скоро придет черед и этих шарфов…

*********************************************************************************************************************

О женских панталонах советских времен

советские панталоны

Добавить комментарий