федоскинская миниатюра
Разное

Федоскинская миниатюра в советские времена

В те далекие времена, когда автомобилей еще не было даже в проекте, любовь русского человека к быстрой езде, упомянутой Н. В. Гоголем, удовлетворялась посредством катания на лошадиных упряжках. Морозный день, яркое солнце, искрящийся снег, быстроногие лошадки, сани с меховой полостью и красавица-спутница с румяными щечками, которую можно лихо прокатить со звоном бубенчиков на упряжи по живописным местам — подобные развлечения практиковались во всех слоях русского «доавтомобильного» общества.

Ну и конечно же, этот сюжет с зимними катаниями на тройках и румяными красавицами не мог не отразиться на народном творчестве: как устном, так и художественном. Пожалуй, из всех существующих направлений народного искусства в советское время особую любовь к этому сюжету испытывали мастера федоскинской миниатюры.

Федоскинская миниатюра в СССР

Ассортимент изделий, производимых в Федоскино, был поистине огромен и представлял собой две большие группы: утилитарно-бытовые и чисто декоративные предметы. И те, и другие, делали из папье-маше, покрывали лаком и декорировали миниатюрной росписью или живописью.

В обе категории входили такие изделия, как всевозможные туалетные коробки, шкатулки всех размеров и форм, пудреницы, игольницы, броши, салфеточные кольца, чернильные приборы, настенные декоративные тарелки, декоративные вкладки для пресс-бюваров и альбомов и т.д. Но, наверное, самым распространенным, чаще всего встречающимся в советском быту предметом все же были различные шкатулки.

советская брошь Федоскино

Как лаковые козырьки превратились в бизнес

История появления на свет федоскинской артели началась с небольшой фабрики купца Коробова, который открыл свое производство для выпуска лаковых козырьков для армейских головных уборов. Чуть позже к козырькам добавились расписные табакерки — самый популярный мужской «аксессуар» XIX столетия.

Купец Лукутин, приемник Коробова, немного сменил профиль продукции фабрики, сделав акцент именно на искусстве миниатюры. И надо сказать, что ему это удалось: «лукутинские миниатюры» экспортировались за границу, где пользовались огромным успехов и ценились наравне с германскими и японскими. Среди работников фабриканта были как наемные мастера, так и крепостные — они-то и задали особое направление «лукутинскому стилю».

Народному искусству обычно характерны такие черты, как простота сюжета, несложность композиции и декоративность цветовой палитры — все это легло в основу федоскинской миниатюры. Тройки лошадей, чаепития, хороводы, пляски и прочие сценки крестьянского быта находили отражение в знаменитых художественных изделиях фабрики.

Федоскинская миниатюра в советские времена

Несмотря на успех мирового масштаба, лукутинское производство к концу XIX века пришло в упадок. И если бы не бывшие мастера фабрики, которые решили возродить этот промысел, знаменитые миниатюры могли бы бесследно исчезнуть из народного искусства. Федоскинская артель была организована в 1910 году, не без потрясений пережила революцию, но смогла выстоять, пока над страной реяли «вихри враждебные».

Частично традиционная сюжетная линия федоскинских миниатюр в советское время сохранилась, но нередко она получала характерные для того времени новые трактовки. Так, например, почти неизменными остались летние/зимние тройки и чаепития, но многие бытовые сценки теперь отражали колхозный быт, эпизоды Великой отечественной войны, советские праздники и будни, встречались портреты выдающихся советских деятелей, затрагивалась тема героики социалистического труда.

Многие мастера того времени увековечили свои имена в истории русского народного искусства: Кругликов А.А., Липицкий В., Пашенин М., Чижов М., Тардасов С.,Рогатов С., Страхов И. и др. Как и в дореволюционные времена, федоскинская миниатюра приобрела широкую известность, постоянно экспонировалась на ВДНХ.

Облисполком и его роль

Еще неизвестно, каким мастерам предоставлялось больше свободы на производстве: советским или крепостным. Несмотря на все обилие сюжетов, затрагиваемое миниатюрой, ни одна сценка не могла быть изображена на предметах без одобрения специальной комиссией по качеству из московского облисполкома.

Такая ситуация была нормой для любого направления искусства: сюжеты картин, плакатов, открыток, мультфильмов и кинолент, и даже детских игрушек предварительно должны были быть утверждены специальными комиссиями, и федоскинская миниатюра не была исключением из этого правила.

Ну а уже приемная проверяющая комиссия следила за тем, чтобы готовая продукция не имела никаких отклонений от утвержденного образца-эталона, чтобы лаковая поверхность была гладкой и ровной, полировка была проведена до зеркального блеска, а само изделие не имело никаких дефектов.

Для определения качества росписи избирался совет артели, который просматривал каждое готовое изделие и оценивал размер, оригинальность и сложность композиции, мастерство живописца.

Особенности федоскинской миниатюры

Сам процесс изготовления заготовок был рутинным: листы картона пропитывали льняным маслом, склеивали их, прессовали и сушили в печи. Затем следовала столярная и токарная обработка материала, его грунтовка и покрытие черным лаком. Внутренние стенки у коробок и шкатулок обычно покрывали ртутной киноварью. После этого следовала самая сложная и творческая часть работы: роспись изделий с последующим покрытием лаком и его полировкой.

Характерной особенностью работы федоскинских мастеров было то, что они пользовались только тонкотертыми масляными красками. Например, мастера Палеха, Мстеры и Холуя всегда работали лишь с темперными красками.

роспись федоскинской миниатюры

Также отличало федоскинские миниатюры и то, что в их фоне использовался алюминиевый порошок, встречались подкладки из сусального золота и серебра. За счет этих приемов получалась эффектная игра цветовых пятен, т.к. металл словно просвечивал через тонкий слой краски. Для этих же целей служила и инкрустация фона перламутром.

Очень часто в федоскинской миниатюре можно увидеть растительный орнамент по краю основного поля; иногда миниатюры на крышке изделия дополняются картинками на боковых стенках. Также применялось оформление «под черепаху» и «шотландку».

Федоскинская фабрика лаковой миниатюры жива и по сей день, сохранив неизменными традиции изготовления своих знаменитых изделий.

**************************************************************************************************************************

О советских стаканах во всем их разнообразии

советский стакан

Добавить комментарий