Советские игрушки из производственных отходов
Советские игрушки — это всегда очень спорная тема, потому что кому-то они на фоне современной продукции кажутся слишком наивными и неказистыми, ну а кто-то наоборот — считает их очень милыми и трогательными. И скорее всего, правы будут обе стороны: ведь наравне с действительно красивыми и добрыми игрушками нередко встречались очень странные, порой даже пугающие экземпляры.
Но, как бы то ни было, советская легкая промышленность всегда очень серьезно и обстоятельно подходила к вопросам развития этой отрасли. Так, например, в 1949 году, когда экономика страны начала потихоньку восстанавливаться и постепенно переключалась на производство не только самого необходимого, но и таких вещей, как косметика, парфюмерия, украшения, игрушки и пр., Министерство торговли СССР установило для магазинов ассортиментный минимум.
Согласно этой директиве, магазины крупных городов должны были иметь в ассортименте 98 видов игрушек, а региональные торговые точки — 54 вида. Затем производство игрушек увеличилось настолько, что уже через семь лет ассортиментный минимум был пересмотрен и составлял уже 300 наименований. И это не считая тех позиций, которые в перечне приказа обозначены не были, но их наличие в магазинах считалось крайне желательным — кубики, мячи, наборы для рукоделия, головоломки и пр.
Ну и конечно же, чтобы поддерживать такой постоянно растущий темп производства игрушек, предприятия вынуждены были не только менять старые технологии и оборудование на более современные, но и задумываться над расширением вида используемых материалов. Как раз в те годы в стране началось движение за сокращение отходов производства, а также за рациональное их использование, и это направление очень пошло на пользу игрушечной индустрии.
Советские игрушки и фабрично-заводские отходы
Конечно же, ничего нового в производстве игрушек из разного производственного «мусора», советская промышленность не изобрела. Например, техника папье-маше была известна задолго до образования СССР: еще в древнем Китае из этого материала изготавливали не только бытовые предметы, но и элементы воинской амуниции.
Но использовать различные бумаги отходы для изготовления игрушек — это было мудрое решение советской промышленности. Так, например, шпульно-катушечные фабрики ежедневно вырабатывали огромное количество бумажной пыли, которая получалась в результате шлифовки бумаги на специальных станках.
Эта пыль, а также бумажные/картонные обрезки и обрывки были основным материалом для папье-маше. Помимо бумаги, в производстве использовались такие материалы, как технический крахмал- картофельный, рисовый, пшеничный; мучной смет (сметенные остатки муки); краски, лаки и растворители; столярный клей; декстрин.
Виды советских игрушек из папье-маше
Пожалуй, основную массу всего производства советских игрушек из этого дешевого и податливого материала составляли куклы. Их делали разных размеров — от 10 до 60 см, и в различном конструктивном и художественном оформлении. Вслед за этим шла «родственная» куклам категория — фигурки, изображающие детей и представителей различных профессий.
Остальная часть производства была сосредоточена на изготовление фигурок животных и птиц: как диких, так и домашних. Причем, если в 50-е годы при художественном оформлении чаще встречался реализм, то в более поздние времена игрушки приобретали все более сказочный и фантазийный вид.
Часть игрушек из папье-маше снабжали простейшими механизмами, которые способствовали привлечению внимания ребенка. Куклы, например, могли открывать и закрывать глаза или произносить какие-то простые звуки; животные — передвигали ноги или качали головой. с переходом на изготовление крупногабаритных игрушек появились лошадки-качалки и различные каталки.
Как делали игрушки из папье-маше
Несмотря на то, что техника изготовления изделий из этого материала довольно проста, производство игрушек было процессом довольно трудоемким и длительным. Это объяснялось тем, что долгое время большинство рабочих операций делалось вручную, а полный цикл изготовления игрушки занимал 10-12 дней.
Лепка, шпатлевка, грунтовка, шлифовка, окраска, роспись — и все это с промежуточными неторопливыми сушками при температуре от 20 до 60 градусов. Конечно же, такой процесс, выполняемый вручную, не мог быть быстрым. Правда, уже в конце 50-х стали использоваться более прогрессивные технологии с использованием прессования.
Методы прессования были удобны тем, что исключали процедуру ручной лепки. Мастер загружал подготовленную бумажную массу в пресс-форму, и все остальное за него делал механизм. Также при горячем прессовании выпадало и звено сушки, что существенно экономило время и, конечно же, снижало себестоимость готовой игрушки.
Мелкие монолитные игрушки делали методом штамповки, с добавлением в бумажную массу казеинового клея. После штампования изделия, правда, нужно было сушить в течение суток, но зато на выходе получались очень прочные, небьющиеся игрушки, которые хорошо воспринимали окраску и роспись.
Переход к механизированному изготовлению игрушек из папье-маше способствовал и быстрому расширению ассортимента, и существенным увеличением тиражей, и снижению цен. Так, например, кукла Маринка, которую делала фабрика им. 8 марта, в 1946 году имела себестоимость 36 руб. Спустя пару лет, когда ручное производство было заменено механизированным, эта цена стала составлять уже 28 руб.
Азартные игры в СССР: как их запрещали и снова разрешали
******************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
*****************************************************************************************