шина снежинка ссср
Транспорт

Самая первая в СССР зимняя резина для легковых автомобилей

Утверждение, что «автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения», в советской действительности выглядело очень спорно. Роскошью советский автомобиль становился не за счет комфортабельности, умопомрачительного дизайна и технической продуманности, а из-за того, что требовал не только внушительных денежных затрат на всех этапах своего существования, но и расходования огромного количества нервных клеток и утраты душевного спокойствия.

Сложности советских автовладельцев

Действительно, сложности начинались еще на этапе приобретения. В советские времена нельзя было просто зайти в автосалон и выбрать себе нужную модель, желаемый цвет и комплектацию машины. Люди годами дожидались своей очереди, и не было большей радости, чем получение по почте заветной карточки, сообщающей, что подошла очередь на покупку авто.

Но это совсем не значило, что достаточно было заплатить деньги и укатить домой на собственной машине: еще на стадии оформления приходилось доплачивать работникам торговли сверх указанной суммы. Доплачивали за более приятный глазу цвет, за оснащение, например, зеркалами, и прочие детали, которые продавцами рассматривались как «прихоть» клиента.

советские автомобили

Владение долгожданным «железным конем» тоже было делом затратным. Автомобили угоняли, с них снимали колеса, стеклоочистители и зеркала, сливали бензин, потрошили салоны. Запчасти не покупались, их «доставали» через нужных людей в торговле или на станциях техобслуживания. Причем, нередки были случаи, когда работал целый конвейер: с одного автомобиля на СТО снимали б/у, но работоспособную деталь, ставили ее на другую машину, а с клиента брали стоимость новой запчасти + конечно же, работа мастера.

Особенности зимней эксплуатации советских машин

Все эти сложности, требующие денежных вливаний и изматывающие нервы, превращали автомобиль из простого средства передвижения в настоящую роскошь. Но существовала и еще одна характерная для советского времени проблема: зимняя эксплуатация машины.

Многие автомобилисты предпочитали решать эту задачу самым простым путем: отказывались от вождения в холодный период. Машину «консервировали» до наступления тепла в гараже (это те, кому повезло) или прямо на улице (кому повезло меньше), накрыв ее самодельным, реже — покупным, чехлом.

Те автомобилисты, у которых и опыт вождения был побольше, и в характере присутствовали элементы авантюризма, предпочитали эксплуатировать машину и в зимнее время — на свой страх и риск. Автомобили буксовали и застревали в сугробах — в советское время улицы не чистили до асфальта, как в современных мегаполисах, и реагентами пользовались очень умеренно; их заносило на льду — очень наглядно умение «вальсировать» показано в одном из эпизодов фильма «Ирония судьбы или С легким паром!». Корень всех этих проблем лежал в отсутствии полноценной зимней резины.

советский автомобиль зимой

Разработка 60-х увидела свет в конце 80-х гг.

Ни шипованной, ни какой-либо другой зимней автомобильной резины в советское время просто не было. Это не значит, что никто не задумывался о ее необходимости. Еще в конце 60-х гг. столичный институт шинной промышленности занялся разработкой зимних шин для легковых автомобилей, и были даже достигнуты неплохие результаты. Но, как это часто тогда бывало, реализация этой разработки по разным причинам постоянно откладывалась.

Самые первые зимние шины, благодаря вышеупомянутому проекту, увидели свет лишь в 1989 году, когда Перестройка внесла свои коррективы в экономику страны и дала немного больше свободы производственным предприятиям. За характерный рисунок протектора в народе те шины прозвали «Снежинкой» или «Снежком», и эта была первая и единственная в то время зимняя резина для легковых авто.

Самыми первыми начали выпуск знаменитой «Снежинки» заводы в Ярославле, Омске, Нижнекамске, Барнауле и Свердловске. Несмотря на то, что каждое предприятие в год выпускало несколько десятков тысяч зимней резины, ее все равно не хватало на всех желающих. Владельцы ВАЗов, Москвичей и ИЖей, под чьи автомобили и производились эти шины, вынуждены были «охотиться» за этим дефицитом и покупать его с немалой переплатой.

советские зимние шины

Диван за две «Снежинки»

В начале 90-х, когда в стране творилось что-то невообразимое, и многие предприятия выдавали своим работникам зарплату выпускаемой продукцией, больше всех повезло именно шинным заводам. В дни «получки» у ворот предприятий собирались толпы из желающих приобрести или обменять на что-нибудь полезное вожделенную «Снежинку». Одна из работниц завода «Уралшина» припоминает, что пару «Снежинок» можно было запросто обменять на приличный новый диван.

Сегодня, вспоминая ту, самую первую советскую резину, многие до хрипоты спорят о ее качестве. Кто-то утверждает, что она была хороша при езде по снегу и грязи, но на льду превращала машину в нечто совершенно неуправляемое, не говоря уж о громком гуле и «дубовости» этих шин; кто-то считает, что «Снежинка» была настолько хороша, что вполне могла бы составить конкуренцию многим современным китайским шинам.

На самом деле, истина, как обычно — где-то посередине. Т.к. у большинства заводов не имелось практики изготовления зимней резины, то первые партии, действительно, были далеко не лучшего качества. Там присутствовала и упомянутая невероятная жесткость, и громкий гул, и грубость исполнения. Но со временем, когда были собраны первые отзывы и внесены необходимые коррективы в технологию изготовления, качество «Снежинки» улучшилось, хотя вопрос с дефицитом этих шин так и оставался нерешенным…

шины снежинка ссср

***************************************************************************************************************************

Фигурка черта: знаменитое украшение советских мотоциклов

советский мотоцикл с фигуркой чертика
Комментарии к записи Самая первая в СССР зимняя резина для легковых автомобилей отключены