зимняя резина снежинка ссср
Транспорт

Первая в СССР зимняя резина для легковых автомобилей

Утверждение, что «автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения», в советской действительности выглядело очень спорно. Роскошью советский автомобиль становился не за счет комфортабельности, умопомрачительного дизайна и технической продуманности, а из-за того, что требовал не только внушительных денежных затрат на всех этапах своего существования, но и расходования огромного количества нервных клеток и утраты душевного спокойствия.

Сложности советских автовладельцев

Бесспорно, сложности начинались еще на этапе приобретения. В советские времена нельзя было просто зайти в автосалон и выбрать себе нужную модель, желаемый цвет и комплектацию машины. Люди годами дожидались своей очереди, и не было большей радости, чем получение по почте заветной карточки, сообщающей, что подошла очередь на покупку авто.

Но это совсем не значило, что достаточно было заплатить деньги и укатить домой на собственной машине: еще на стадии оформления приходилось доплачивать работникам торговли сверх указанной суммы. Доплачивали за более приятный глазу цвет, за оснащение, например, зеркалами, и прочие детали, которые продавцами рассматривались как «прихоть» клиента.

советские автомобили

Кстати говоря, владение долгожданным «железным конем» тоже было делом затратным. Автомобили угоняли, с них снимали колеса, стеклоочистители и зеркала, сливали бензин, потрошили салоны. Запчасти не покупались, их «доставали» через нужных людей в торговле или на станциях техобслуживания. Причем, нередки были случаи, когда работал целый конвейер: с одного автомобиля на СТО снимали б/у, но работоспособную деталь, ставили ее на другую машину, а с клиента брали стоимость новой запчасти + конечно же, работа мастера.

Особенности зимней эксплуатации советских машин

Безусловно, все эти сложности, требующие денежных вливаний и изматывающие нервы, превращали автомобиль из простого средства передвижения в настоящую роскошь. Но существовала и еще одна характерная для советского времени проблема: зимняя эксплуатация машины.

Многие автомобилисты предпочитали решать эту задачу самым простым путем: отказывались от вождения в холодный период. Машину «консервировали» до наступления тепла в гараже (это те, кому повезло) или прямо на улице (кому повезло меньше), накрыв ее самодельным, реже — покупным, чехлом.

Те автомобилисты, у которых и опыт вождения был побольше, и в характере присутствовали элементы авантюризма, предпочитали эксплуатировать машину и в зимнее время — на свой страх и риск. Автомобили буксовали и застревали в сугробах — в советское время улицы не чистили до асфальта, как в современных мегаполисах, и реагентами пользовались очень умеренно; их заносило на льду — очень наглядно умение «вальсировать» показано в одном из эпизодов фильма «Ирония судьбы или С легким паром!». Корень всех этих проблем крылся в том, что в СССР просто отсутствовало такое понятие, как полноценная зимняя резина для легковых автомобилей.

зимняя резина как причина консервации авто

Советская зимняя резина: разработка 60-х увидела свет в конце 80-х гг.

Ни шипованная, ни какая-либо другая зимняя резина в советское время не производилась. Но это не значит, что никто не задумывался о ее необходимости. Еще в конце 60-х гг. столичный институт шинной промышленности занялся разработкой зимних шин для легковых автомобилей, и были даже достигнуты неплохие результаты. Но, как это часто тогда бывало, реализация этой разработки по разным причинам постоянно откладывалась.

Самые первые зимние шины, благодаря вышеупомянутому проекту, увидели свет лишь в 1989 году, когда Перестройка внесла свои коррективы в экономику страны и дала немного больше свободы производственным предприятиям. За характерный рисунок протектора в народе те шины прозвали «Снежинкой» или «Снежком», и эта была первая и единственная в то время зимняя резина для легковых авто.

Самыми первыми начали выпуск знаменитой «Снежинки» заводы в Ярославле, Омске, Нижнекамске, Барнауле и Свердловске. Несмотря на то, что каждое предприятие в год выпускало несколько десятков тысяч зимней резины, ее все равно не хватало на всех желающих. Владельцы ВАЗов, Москвичей и ИЖей, под чьи автомобили и производились эти шины, вынуждены были «охотиться» за этим дефицитом и покупать его с немалой переплатой.

советская зимняя резина

Зимняя резина и дефицит: диван за две «Снежинки»

В начале 90-х, когда в стране творилось что-то невообразимое, и многие предприятия выдавали своим работникам зарплату выпускаемой продукцией, больше всех повезло именно шинным заводам. В дни «получки» у ворот предприятий собирались толпы из желающих приобрести или обменять на что-нибудь полезное вожделенную «Снежинку». Одна из работниц завода «Уралшина» припоминает, что пару «Снежинок» можно было запросто обменять на приличный новый диван.

Сегодня, вспоминая «Снежинку», многие до хрипоты спорят о ее качестве. Кто-то утверждает, что эта зимняя резина была хороша при езде по снегу и грязи, но на льду превращала машину в нечто совершенно неуправляемое, не говоря уж о громком гуле и «дубовости» шин; кто-то считает, что «Снежинка» была настолько хороша, что вполне могла бы составить конкуренцию многим современным китайским шинам.

На самом деле, истина, как обычно — где-то посередине. Т.к. у большинства заводов не имелось практики изготовления зимней резины, то первые партии, действительно, были далеко не лучшего качества. Там присутствовала и упомянутая невероятная жесткость, и громкий гул, и грубость исполнения. Но со временем, когда были собраны первые отзывы и внесены необходимые коррективы в технологию изготовления, качество «Снежинки» улучшилось, хотя вопрос с дефицитом этих шин так и оставался нерешенным…

зимняя резина Снежинка СССр

***************************************************************************************************************

Еще больше фактов о советской жизни:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

****************************************************************************************

Фигурка черта: знаменитое украшение советских мотоциклов

советский мотоцикл с фигуркой чертика
Комментарии к записи Первая в СССР зимняя резина для легковых автомобилей отключены