Кукла Вероника: советская соперница Барби
В те непростые времена, когда огромной стране под названием СССР оставалось существовать всего лишь год, начали раздаваться первые тревожные «звоночки». С прилавков потихоньку пропадали привычные продукты, стали появляться «визитные карточки покупателей», без которых купить что-либо было невозможно, затем была введена паспортная система отпуска продуктов, а чуть позже — и нормированная, по талонам.
Барби и советские куклы
Но на фоне всей этой начинающейся беспросветности в ребячьем мире ярким пятном выделялось одно радостное событие: завод игрушек «Кругозор» начал массовый выпуск кукол по имени Вероника. Нельзя сказать, что советские девочки были обделены этим видом игрушек — нет, кукол производилось много, ассортимент их был достаточно широк, но, несмотря на все это разнообразие отечественных кукол, девчонки с завистью поглядывали на витрины кооперативных киосков, где красовались заграничные Барби.
Барби ни в какое сравнение не шли с отечественными куклами: женственная, со всеми нужными изгибами фигурка выгодно отличалась от бесполых советских кукол; наряды импортной красотки были одновременно и модными, и стильными, и красивыми, ну а наличие аксессуаров, мебели, недвижимого и движимого имущества и вовсе делало Барби недосягаемой мечтой.
Появление Вероники
Но в скором времени у заграничной красотки появилась достойная соперница: талантливый скульптор Владимир Анатольевич Политаев разработал эскиз новой куклы, а московский завод «Кругозор» наладил ее производство. Правда, получилось это все не сразу: эскиз куклы был разработан еще в конце 80-х, но художественный совет счел женственные формы неприемлемыми для детской игрушки, и запретил дальнейшую работу над этим проектом.
И лишь ближе к развалу СССР, когда наличие у куклы груди и тонкой талии перестало кого-либо смущать, делу был дан ход и началось производство Вероники — так назвали отечественный аналог Барби.
Вероники существовали в различных вариантах: блондинки, брюнетки, шатенки; в бальном или свадебном платье, в летнем сарафанчике и т.д. Вообще, на заводе очень хотели снабдить куклу бОльшим количеством нарядов, но с тканями в то время уже начался перебой, и попадались такие тусклые и некрасивые материалы, что их просто не решились использовать для производства кукольного гардероба.
Кстати говоря, для ухода за волосами Вероники на заводе наладили специальное производство парикмахерских наборов — должна же красавица делать себе прически не хуже, чем у Барби!
Вероника с разными лицами
Конструктивно Вероника ничем не уступала своей сопернице Барби: у советской куклы была такая же женственная фигурка, с явными признаками на половую принадлежность, ее руки были швов, в отличие от импортного аналога, ну и к тому же, руки и ноги куклы были сделаны из мягкой резины — еще одно преимущество перед Барби.
Но самое главная особенность этой куклы заключалась в том, что лицо ей художники «Кругозора» рисовали вручную, поэтому каждая Вероника отличалась от своей предшественницы: у одной можно разглядеть легкую улыбку, словно у Джоконды, другая чуть капризно изогнула брови, третья лукаво поглядывает, как маленькая кокетка… Поэтому все Вероники — сестры, но при этом — отнюдь не близнецы ))
Ну и чтобы во всем остальном Вероника не отставала бы от своей соперницы, куклу снабдили некоторой обстановкой: стол, стулья, сервиз и подсвечник для романтического ужина. Чтобы было для кого устраивать этот ужин, наладили производство симпатичного молодого человека, друга Вероники — Владислава, а чуть позже, у куклы появилась и маленькая сестренка (или ребенок?) — куколка Виктория.
Успех Вероники
С коммерческой точки зрения производство аналога Барби оправдало себя многократно — может быть, у Вероники и не было столь роскошных нарядов и богатой обстановки, как у Барби, но даже несмотря на это, раскупалась кукла очень хорошо. Ежедневно завод кругозор выпускал 2500 экземпляров этой игрушки.
Причем, что характерно, спросом кукла пользовалась не только у соотечественников, но и у иностранцев: уже в 1992 году на завод зачастили целые делегации из Америки, Канады, Англии, Голландии, Китая, Вьетнама и Кореи, которые скупали Веронику зачастую просто по-настоящему огромными партиями.
Журнал Вероника
В более позднее время, уже после развала СССР, когда популярность Вероники не только не упала, но и набрала обороты, завод «Кругозор» наладил выпуск специального журнала с одноименным названием.
На страницах этого издания девочек знакомили с модными тенденциями, ориентируясь на которые можно было красиво одевать куклу; предлагались выкройки одежды и схемы изготовления кукольной мебели и различных аксессуаров; публиковались познавательные статьи и интересные рецепты.
Почитать о том, как в советские времена производили настоящее кукольное хозяйство, можно ТУТ
А о первой советской интерактивной кукле рассказывается на нашем Дзен-канале