Простые советские карандаши: как их делали
«Вот она, перед вами, коробка с карандашами» — такими словами начиналась песенка, сопровождающая одноименный мультфильм советских времен. И, действительно, советские карандаши, с их незабываемым запахом дерева, достойны того, чтобы о них и помнить, и слагать песенки, и снимать мультфильмы, и рассказывать, как и из чего их делали.
То детское предвкушение радости, когда держишь в руках новенькую коробку с карандашами — одно из воспоминаний, которые остаются яркими даже спустя много лет. Но интересно то, что не только цветные карандаши, но и даже самые обычные простые тоже способны были доставить знатоку (графику, чертежнику, художнику) немало приятных минут. Конечно же, можно поспорить, что чешские Koh-i-Noor были намного лучше отечественных карандашей, но это тема для отдельного обсуждения, а сегодня на повестке дня — простые советские карандаши.
«Карандашный» экскурс в историю
Хоть большинство современных людей и убеждено, что графитовые карандаши — порождение нашей эпохи, на самом деле, широкое распространение они получили еще в XVI веке. В то время в одном английском графстве обнаружили богатые залежи графита, который стали использовать преимущественно для изготовления карандашей. Куски графита распиливали на тонкие пластинки, шлифовали их и разрезали на палочки, которые вставляли в полый стержень тростника — так получался хороший, добротный карандаш.
Спустя пару веков европейцы усовершенствовали технологию изготовления стержней: их стали делать по принципу керамики. Графит измельчали в порошок, смешивали его с водой и глиной, а затем эту массу продавливали через сопло. Получалась нить, округлая в сечении: ее нарезали на отдельные стержни и обжигали, как керамику, чтобы стала прочнее.
Технология оказалась настолько удачной, что дожила до советских времен, меняясь лишь в мелочах: еще в 70-е годы грифели для простых карандашей делали именно таким способом. То, что графит сам по себе имеет серо-свинцовый цвет, исправляли путем добавления древесного угля или сажи, чтобы получился черный оттенок (кстати, в советскую тушь для ресниц тоже добавляли сажу для цвета).
Как делали стержни советских карандашей
Все простые советские карандаши, как известно, имели разную степень твердости: от 6 Т (самый твердый) до 6 М (самый мягкий). От чего же зависел этот параметр? Как уже говорилось выше, порошок графита смешивали с глиной. И вот это измельчение графита в порошок было самой ответственной операцией — чем мельче будет порошок, тем лучше будет писать грифель.
Графит загружали в специальную вибрационную мельницу и добавляли немного поверхностно-активного вещества, которое не давало частицам порошка слипаться. В итоге получалось настолько нежное вещество, что даже женская пудра не могла с ним сравниться, т.к. была намного грубее. Этот порошок смешивали с глиной, и от используемых пропорций и зависела дальнейшая твердость/мягкость карандаша.
Чтобы получить очень твердый карандаш, количество графита практически сводилось к нулю, а в самом мягком — наоборот, содержалось максимальное количество графитного порошка и минимум глины. Эту смесь пропускали через сопло, чтобы получилась непрерывная «змейка», которую автоматы нарезали на стержни и отправляли на обжиг.
Стержень, конечно же, становился твердым и прочным, но пока еще оставался довольно пористым — из-за испарения влаги, содержащейся в глине. Если попробовать таким карандашом провести линию, то она получится прерывистой и неровной. Поэтому на последнем этапе карандашные стержни пропитывали воском или стеарином.
Деревянная оболочка для карандашей
Далеко не каждый вид древесины пригоден для изготовления карандашей: она должна быть одновременно мягкой, прочной, легкой, с плотными прямыми волокнами, хорошо поддающейся обработке на станке и позволяющая затачивать карандаш ножом, лезвием или канцелярской точилкой.
Самые лучшие карандаши получались из кипариса и красного кедра, но использование такой древесины существенно повышало стоимость конечного продукта, поэтому советские карандаши делали преимущественно из ольхи, тополя, липы, сибирского кедра. И все равно получалось очень неэкономно: до 90% древесины шло в отходы…
Деревянные заготовки распиливали на отдельные дощечки, корректировали ее цвет: сибирский кедр чуть осветляли, а менее ценные породы красили «под кедр». Затем древесину пропитывали воскоподобными веществами, чтобы она была гладкой и лучше резалась. Затем в дощечках проделывали пазы, укладывали в них грифели и две дощечки склеивали между собой.
На последнем этапе этот «блок» распиливали на отдельные карандаши и подвергали их окрашиванию. Ни для кого не было секретом, что не только дети, но и взрослые постоянно «мусолят» карандаши во рту, грызут их кончики и т.д. Поэтому для окрашивания использовали те же нитролаки, что и для детских игрушек. Затем готовые карандаши маркировали: на одну грань накладывали бронзовую заготовку (бумага, воск, клей, бронзовый порошок) и ударяли по ней горячим штампом с выгравированной надписью. Воск расплавлялся, покрытие отделялось от бумажной подложки, получалась золотистая надпись.
Советские карандаши без глины
Конечно, вся эта технология с использованием глины и графита даже в советские времена казалась сильно устаревшей. И поскольку хлопот с подготовкой глины было слишком много, многие фабрики начали поиск альтернативных методов изготовления грифелей. Так, например, фабрика им. Красина была первой, кто предложил использовать феноло-альдегидные полимеры для изготовления грифельной массы.
Так же часто поднимался вопрос замены деревянной «рубашки» — слишком расточительно расходовался кедр, да и другие виды древесины, чтобы продолжать делать карандаши таким варварским методом. Попытки использовать полимеры для этих целей, конечно же, были сделаны, но до массовой замены древесины дело так и не дошло…
**********************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
****************************************************************************************
Умные раскраски для советских детей