Первые игровые автоматы в СССР
Первые игровые автоматы, под которые в парках культуры и отдыха нередко отводились специальные павильоны, начали появляться в СССР лишь в 70-е годы. Да и то, неизвестно, как бы сложилась история развития советской игровой индустрии, если бы в 1971 году в Москве не прошла бы международная выставка «Современные аттракционы».
Представители зарубежных фирм привезли на это мероприятие самые впечатляющие и необычные аттракционы, которые, конечно же, не могли не заинтересовать советскую публику. Отдельного внимания заслуживали игровые автоматы, к которым выстраивались такие же огромные очереди, как и к заграничным качелям-каруселям. Именно этот искренний интерес и востребованность автоматов сподвигла объединение «Союзаттракцион» дать толчок развитию отечественной игровой индустрии.
У отечественной промышленности на тот момент не было опыта в производстве игровых автоматов. Поэтому большая часть того, что пользовалось таким успехом у советской детворы, было копией западных игр. Так, например, автомат с игрой «Скачки», который выпускал омский «Электроточприбор» — это клон Steeplechase от Atari. Игра «Ралли-М» — копия с американской Crash and Score от той же компании Atari. У другой американской фирмы — Electra Games в 70-х был популярный автомат с игрой Avenger. В советской же версии эта игра вышла под названием «Перехватчик».
Отечественные первые игровые автоматы
Но, конечно же, советская промышленность занималась не только копированием зарубежных игровых автоматов. В 1970 году киевский «Электронмаш» открывает крупный филиал — завод «Терминал», которому было суждено стать на недолгое время настоящим промышленным гигантом. Несмотря на то, что основной специализацией предприятия была видеотерминальная техника, уже через несколько лет после открытия завод наладил выпуск игровых автоматов.
Сначала это были электромеханические устройства, а чуть позже — и электронные, в которых использовался телевизионный кинескоп. Но самое интересное заключалось в другом. У завода, в отличии от других предприятий подобного профиля, имелась специальная лаборатория, которая занималась исключительно разработкой игровых автоматов. И поэтому «Терминал» мог выпускать не только аналоги зарубежных игр, но и собственные разработки.
Игровой автомат «Городки»
Может быть, на фоне всегда востребованного автомата «Торпедная атака» или «Ралли» электронная игра в городки и несколько проигрывала по популярности, но, тем не менее, этот автомат тоже никогда не простаивал без дела.
Видимо, реалии эпохи создали удачный фон для подогрева интереса к этой игре. В 70-е годы игрой в городки (настоящей, не электронной) увлекалось около 350 000 человек, и практически на любом стадионе имели специализированные «городошные» площадки. Как правило, завсегдатаями этих площадок были взрослые люди, но для популяризации городков среди детей выпускались игровые наборы из пластика, которые охотно скупали детские сады и школы — для групп продленного дня.
Кто-то из руководства «Союзаттракциона» обратил внимание на востребованность этой исконно русской игры и принял решение обратиться к заводу «Терминал» для разработки электронной версии городков. Разработчики предприятия справились с задачей просто безупречно. И игра получилась увлекательной, и внешне она выглядела современно (для тех лет, конечно), и управление получилось очень удобным.
С рукояткой управления, правда, не обошлось без приключений. У небольшой экспериментальной партии автоматов ручка была настолько маленькой и хрупкой, что азартные игроки ее сломали практически на всех машинах и случилось это в довольно короткие сроки.
Тогда решили установить массивную рукоятку, которую невозможно было бы отломить. Возможно, автоматы и пошли бы в серийное производство в таком виде, если бы одну из очередных опытных машин, стоявших в игровом зале, какой-то здоровяк не опрокинул бы, со всей силы дернув за ручку. Так разработали ту конструкцию ручки, которой и комплектовались все последующие автоматы.
Не самая простая игра
Кстати говоря, когда игровой автомат появился в фойе кинотеатров и во всех парках страны, некоторые мальчишки иногда стеснялись играть на нем. Ведь считалось, что игра какая-то немного «девчачья», что ли, — то ли дело «Торпедная атака»! Но это была реально надуманная проблема: играть в электронные городки — задача не простая. Акцент был сделан не разжигание азарта, а на развитие глазомера и ловкости. За двухминутный сеанс, об окончании которого возвещала мелодия «Калинка-малинка», игроку нужно было выбить 15 фигур, используя не более 24 бит.
И все бы ничего, но в отличие от реальных городков, в электронной версии фигуры не располагались неподвижно, а перемещались по экрану. Ну и постоянно вращающаяся бита тоже усложняла процесс прицеливания и точного броска. Поэтому только настоящий мастер своего дела мог справиться с поставленной перед ним задачей.
Первые игровые автоматы нового формата: «Конек-Горбунок»
«Городки», как и несколько других игр, которые были выпущены практически вслед за ними, представляли собой автомат с большим количеством микросхем вместо одного-единственного микропроцессора. И новая разработка — «Конек-Горбунок» в корне отличалась от своего предшественника. Ведь она представляла собой самую настоящую игровую платформу, на которую можно было устанавливать различные программы с играми.
Собственно, «Конек-Горбунок» и был такой игрой, а само устройство в официальных документах носило название ТИА-МЦ-1 (Телевизионный игровой автомат многокадровый цветной). В игровые залы этот автомат чаще всего поставлялся именно с упомянутой выше игрой, но были и другие варианты: «Снежная королева», «Кот-рыболов» и пр.
Несмотря на то, что сюжет «Конька-Горбунка» был позаимствован из известной сказки и казался довольно простым — добыть призы, преодолевая ряд препятствий, разработчики на первое место поставили собственные интересы. Упирая на то, что автомат представляет собой коммерческий проект (как бы странно для советских реалий это ни звучало), игровой процесс усложнили настолько, чтобы игрок наделал как можно больше ошибок, растратил отведенные ему «жизни» и, войдя в азарт, потратил бы еще несколько 15-копеечных монет для прохождения уровней.
Перспективная советская разработка
Интересен и тот факт, что «Союзаттракцион», поставивший задачу создать игру по мотивам русской сказки, обозначил лишь цель. Сюжет же должны были выбрать сами сотрудники «Терминала». У одного из них в то время маленький сын зачитывался сказкой «Конек-Горбунок», что и помогло определиться с выбором.
Автомат ТИА-МЦ, на 80% которого была установлена игра «Конек-Горбунок», оказался настолько удачной разработкой, что на государственном уровне всем остальным предприятиям электронной промышленности было рекомендовано отказаться от собственных проектов по созданию игровых машин и использовать платформу ТИА-МЦ. Но к чему это могло бы привести — нам так и не суждено узнать, т.к. СССР, а вместе с ним и практически вся электронная промышленность канула в небытие…
Помните эти игровые автоматы? Вам нравилось на них играть?
**************************************************************************************
«Жизнь в СССР» — тематическая группа ВКонтакте
Репортажи из СССР — Одноклассники
******************************************************************