Советские холодильники: автомобильный дизайн и керосин вместо мотора
Бытовые советские холодильники серийно начали производиться в начале 50-х гг., но и до этого времени предпринимались попытки создать домашнюю холодильную технику. Так, например, Харьковский тракторный завод еще в 1939 году создал пробную партию холодильников, которые, даже начали выпускать серийно, однако, из-за начавшейся Второй мировой войны производство пришлось перепрофилировать.
Через десять лет после первого эксперимента с созданием бытовых холодильников промышленность вновь настраивается на реализацию этого плана. Несмотря на то, что харьковского завода уже имелся некоторый опыт, конструкторы завода им. Лихачева решили начать все с нуля. Ну или почти с нуля, т.к. за границей было официально закуплено несколько образцов бытовых холодильников, на базе которых и проектировалась отечественная техника.
Рекордные темпы и дефицит
На создание первой опытной модели вместе с разработкой технической документации ушел всего лишь год — уже в 1950 году появился первый опытный образец, а в 1951 году началось серийное производство холодильника. Довольно быстро завод им. Лихачева смог подобрать такой темп работы, чтобы производить столь необходимую гражданам бытовую технику огромными партиями.
Но и даже при таком раскладе спрос всегда опережал предложение, и многим приходилось записываться в очередь на приобретение холодильника и ждать вожделенной покупки месяцами. Но такой дефицит объяснялся не только покупательской востребованностью, но еще и тем, что часть холодильников (около трети) уходила на экспорт, в том числе и во вполне благополучную в техническом плане Западную Европу.
Советские холодильники и автомобильный дизайн
То, что первые серийные советские холодильники были сделаны на автомобильном заводе, угадывалось даже их в дизайне. Если харьковский тракторный завод выпускал холодильники рубленой, грубоватой прямоугольной формы, вызывающей ассоциации с тракторами, то ЗиЛ, набивший руку на производстве автомобильных деталей с гладкими, закругленными линиями, и холодильник сделал в таком же оформлении.
Характерные закругленные линии корпуса, массивная хромированная ручка — все это не могло не напоминать автомобильный дизайн. Но «вишенкой на торте» автомобильных ассоциаций стал механический замок с ключиком, размещенный в ручке, которым можно было запирать холодильник от соседей по коммунальной квартире.
Ближе к 60-м гг. ЗиЛ перестает быть единственным производителем бытовых холодильников — на этом рынке появляются и другие промышленные предприятия. Линейка домашней холодильной техники быстро расширялась за счет появления моделей с новым дизайном, новым функционалом, новым принципом работы. Некогда инновационная ЗиЛ-Москва, пользующаяся бешеным успехом в 50-е годы, на фоне новых холодильников стала выглядеть старомодно.
К сожалению, заводское КБ на этот момент не обращало внимания, продолжая почти два десятка лет производить морально устаревшие модели. Ну а когда ЗиЛ все же спохватился, было уже поздно: успевать за обновлением модельного ряда, конкурируя с другими производителями, у завода не получалось. Правда, нужно отдать должное стойкости производства: выпуск холодильников ЗиЛ осуществлялся вплоть до 1990 года и продукция была настолько качественной, что у многих эти холодильники и по сей день находятся в работоспособном состоянии.
Три основных типа советских холодильников
Вообще, советские холодильники периода 50-60-х гг. представляли собой очень интересный виток развития в этой области бытовой техники. Когда помимо ЗиЛа появились и другие производители, каждый из них создавал модели с различной системой функционирования. Так, например, все холодильники того времени можно было разделить на три основные группы: ледники, с машинным охлаждением и полупроводниковые.
Первые — это камеры, в которые закладывали искусственный или естественный лед. Эти холодильники были самыми неудобными — ежедневный расход льда мог составить до 10 кг, но при этом добиться устойчивой температуры было невозможно, да и удаление талой воды тоже требовало постоянного внимания.
Вторые — это компрессионные и абсорбционные холодильники. Компрессионные — это «дедушки» современной техники, в которой используется хладагент, имеется компрессор, приводимый в действие электродвигателем, конденсатор и испаритель. Компрессор в таких моделях был самой громкой деталью, создающей тот характерный шум, свойственный советским холодильникам 50-60-х гг.
Абсорбционные были как электрическими, так и газовыми. Причем, если в какой-то местности дома были еще не газифицированными, то такие холодильники могли работать на керосине — сегодня такое сложно себе представить. Преимуществом такого типа техники было то, что она была бесшумной, в отличие от компрессионных, но это достоинство нивелировалось тем, что температура такого холодильника позволяла хранить только охлажденные продукты, замороженные в нем размораживались.
Советские холодильники как обогреватели квартиры
Полупроводниковые (термоэлектрические) холодильники считались самыми перспективными. Ведь используемый в них эффект превращения электрической энергии в тепловую позволял превратить холодильник в нагревательный (!) прибор. Для этого стоило только изменить направление тока. Сложно, правда, себе представить, как обитатели квартиры поступили, если вдруг решили бы погреться у холодильника — куда девать замороженные продукты и пр. бытовые мелочи, но сама идея была довольно интересной.
Но, чтобы полупроводниковые холодильники могли работать в домашних условиях, понадобился бы понижающий трансформатор и выпрямительное устройство — возможно, именно по этой причине распространения эти модели не получили.
**********************************************************************
«Жизнь в СССР» — группа ВКонтакте
Репортажи из СССР — Одноклассники
*****************************************************
Многофункциональные советские кофемолки