Советские радиограммофоны: как слушали музыку в 50-е годы
Из словаря современного человека уже успело исчезнуть множество терминов, бывших в ходу всего лишь несколько десятилетий назад. Но понятие «радиограммофоны», звучащее сегодня так и странно и непривычно, стало выходить из употребления еще в 60-е годы, заменяясь более современным термином «электрофон» или просто «проигрывателем»/»электропроигрывателем».
Действительно, радиограммофоны, массовое производство которых пришлось на 50-е годы, были ни чем иным, как электроакустическими аппаратами, воспроизводящими звук с обычных и долгоиграющих грампластинок. Их преимущество заключалось в том, что устройство представляло собой объединенную систему из электропроигрывателя, усилителя и громкоговорителя, т.е. для воспроизведения записи с пластинки к проигрывателю не требовалось дополнительно подключать радиоприемник.
Как правило, подобную технику делали в виде корпуса «чемоданного» типа, что облегчало и хранение, и транспортировку этого устройства. Характерной особенностью большинства этих приборов было то, что динамик у них располагался либо на крышке «чемодана», либо на одной из его боковых стенок.
Устройства эти в свое время были мечтой многих ценителей хорошего звука, и, видя хорошую востребованность у потребителей, профильные предприятия планировали ввести много усовершенствований в существующую конструкцию. Так, например, в планах стояло расширение диапазона воспроизводимых частот, применение систем объемного звучания, широкое использование полупроводниковых приборов, ну и конечно же, уменьшение габаритов, т.к. при всех своих преимуществах радиограммофоны все-таки были и тяжелыми, и объемными.
Популярные радиограммофоны 50-х
Одним из первых электрофонов, которые начали выпускаться в послевоенном СССР, стала ламповая модель УП-2 (чуть позже появилась ее усовершенствованная версия УП-2М). Его выпускали в пластмассовом футляре, вес которого, вместе со всей «начинкой» составлял почти 9 кг. Этот радиограммофон был оснащен довольно скромно: он имел автостоп (автоматическое отключение, когда заканчивалось проигрывание пластинки), регулятор громкости и тембра, индикаторную лампочку включения. При необходимости к нему можно было подключить дополнительную акустическую систему.
Ближе к концу 50-х в продаже появилась модель «Вильнюс» (она же — «Эльфа-12«), которая как и УП-2 была рассчитана на проигрывание пластинок со скоростью вращения 78 и 33 ⅓ оборотов в минуту. Звукосниматель имел поворотную головку с двумя корундовыми иглами, динамик располагался на крышке деревянного, оклеенного коленкором, футляра, а также на корпусе предусматривался выход для подключения к приемнику.
Еще одна интересная модель радиограммофона — это «Юбилейный«, динамик которого тоже был установлен на крышке футляра, в отдельном отсеке, но сама крышка была съемной и ее можно было удалить от устройства на расстояние до 2 метров. Корпус прибора делали из тисненного плотного картона, т.к. вес этого электрофона был гораздо меньше, чем у его предшественников — чуть более 5,5 кг.
К более «продвинутым» моделям можно было отнести радиограммофон «Волга» — к нему можно было подключить дополнительный громкоговоритель; с помощью специальной приставки, размещаемой на крышке, использовать прибор для записи и воспроизведения звука на магнитной ленте или для перезаписи граммофонных пластинок.
Была какая-то особенная эстетика в этих ламповых акустических приборах, не находите?
****************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни и быте:
*****************************************************************************************
Нагреватель щипцов для волос: необычный прибор времен СССР