Автобим: забытый материал времен СССР
Развитию химической промышленности в СССР всегда уделялось немало ресурсов: как материальных, так интеллектуальных. Бесспорно, «химизация» всей страны означала интенсивный подъем и промышленности, и сельского хозяйства, и экономики в целом, поэтому развитие этой науки представляло собой настоящий национальный проект.
Ближе к концу 50-х гг., когда основные послевоенные проблемы в экономике были почти полностью решены, наступила пора наращивания производства товаров народного потребления. Люди хотели красиво одеваться, обставлять квартиру современной мебелью, пользоваться удобными бытовыми приборами и устройствами. На помощь снова пришли достижения химической промышленности — например, синтетические материалы, среди которых был и загадочный автобим.
Синтетика шагает по стране
Настоящий «синтетический бум» разразился примерно к концу 60-х гг., когда каждая модница мечтала о «леопардовой» шубке из искусственного меха, кримпленовых платьях, ПВХ-сумочках, искрящихся в темноте водолазках и капроновых чулках.
В быту «синтетическая мода» проявляла себя через пестрые клеенки на столах, паласы с яркой расцветкой, различную утварь, игрушки и интерьерные украшения из разноцветной пластмассы, домашний текстиль. Ну и само собой разумеется, все эти достижения советской химической науки не могли не затронуть автомобильную промышленность.
Уже в конце 50-х гг., когда модницы еще даже не представляли себе, насколько вожделенной может стать для них синтетическая тяжелая и притом совершенно не согревающая шуба, ряд производственных предприятий наладил выпуск интересного материала, носящего забавное название «автобим».
Как делали автобим
Благодаря актуальным для того времени технологиям, появилась возможность создать аналог натуральной коже — более дешевый, более простой в изготовлении и обработке, менее капризный в эксплуатации. Этим аналогом и был автобим, который использовался большей частью для внутренней (а в ряде случаев — даже внешней) обивки салонов автомобилей и обтяжки мягкой мебели.
Для изготовления автобима требовалась какая-нибудь прочная, плотная и надежная тканевая основа. Как правило, для этого использовался молескин или башмачная ткань, прошедшие специальную обработку по обезжириванию и окрашенную в однотонный цвет.
Затем готовили специальную пасту, которая состояла из ПВХ смолы, пластификатора, красителей разной тональности и стабилизатора окраски. Красители, кстати, в ту пору химическая промышленность уже научилась делать очень хорошо и в большом ассортименте, поэтому паста могла быть представлена в очень широкой цветовой палитре.
Пасту наносили на основу, причем, важно, чтобы цвет/оттенок покрытия совпадал с цветом ткани, выравнивали, подвергали специальной обработке, чтобы материал приобрел тисненную поверхность и давали застыть.
Автобим: производство без ГОСТов
Готовый к эксплуатации автобим отличался эластичностью, не пропускал влагу, был устойчивым к солнечным лучам и температурному воздействию и вдобавок легко оттирался от загрязнений. ГОСТы на выпуск этого материала не предусматривались, но те технические условия (ТУ), которые регламентировали его производство, тоже были довольно строгими.
Так, например, пленка, покрывающая ткань должна была быть настолько плотной, чтобы скрывать переплетение нитей основной ткани. Окраска должна быть равномерной, без пятен, неровностей прокрашивания и перепадов оттенка, с одинаковым по всей площади тиснением. Также не допускался резкий запах автобима, его липкость, отпечатывание на руках краски или ее отслаивания.
Сегодня автобим уже не только не встречается в тех областях, где он использовался раньше, но и сам термин практически вышел из обихода современного человека…
*******************************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
***************************************************************************************************************
Самая первая зимняя резина для советских автомобилей