Переводные картинки: как их делали в советские времена
Скорее всего, у большинства людей переводные картинки ассоциируются с детством. Все дети любили этот занимательный процесс, когда вырезанную ножницами картинку сначала надо погрузить в теплую воду, а потом, потихоньку сдвигая тонкую пленку, переместить изображение на какую-либо поверхность.
Переводные картинки украшали обложки школьных дневников и учебников, крышки пеналов, дверцы письменных столов или ученические портфели. Если родители не возражали, то «переводилки», как их называли дети, могли украшать и кафельную плитку в ванной или на кухне, дверцы холодильников или кухонных шкафчиков.
На самом деле, переводные картинки использовались не только в детском творчестве. С помощью декалькомании (так называется способ изготовления этих изображений) маркировалась различная советская техника, наносились надписи, знаки и рисунки на различные товары, декорировались художественные изделия (посуда, например), а порой и создавались целые картины.
Декалькомания — отечественное изобретение
Несмотря на то, что многие источники утверждают, что декалькоманию изобрел в 1935 году испанский художник Оскар Домингес, корнями история этого способа уходит все-таки в отечественную историю. Так, в 1840 году русский художник Александр Иванович Теребенёв получил привилегию наносить на фарфор, фаянс и стекло декоративные изображения определенным способом (имелась в виду именно декалькомания).
Спустя несколько десятилетий эта же привилегия была выдана герою Севастопольской обороны генералу С.А. Хрулеву. Он же и стал первым в мире основателем фабрики по изготовлению и нанесению переводных изображений. Только в конце XIX века этот способ назывался сложным термином «метахромотипия», а декалькоманией он стал чуть позже, когда предприятие Хрулева вытеснили с рынка иностранные фирмы.
Как делали переводные картинки
Для изготовления такого рода изображений обычные печатные машины не подходили, поскольку слои красок были слишком толстыми и долго сохли — производительность техники при таком темпе становилась непродуктивной. Поэтому в старину картинки наносили литографским камнем, а в советское время использовали трафаретный способ.
Капроновую ткань покрывали светочувствительным слоем и экспонировали на него изображение. Затем, как и в искусстве фотографии, ткань погружали в фиксирующий раствор, а после него — промывали водой. После этого одни участки ткани становились проницаемыми для краски, другие — нет — так и получался трафарет.
Если под этот трафарет положить бумажный лист и провести по нему валиком с обычной типографской краской, то на бумаге появлялось изображение. Если нужно было получить многоцветное изображение, то использовалось столько трафаретов, сколько красок нужно было получить на конечной картинке.
Бумага для переводных картинок
Собственно, сам процесс изготовления трафаретов не был сложным — техника известная с давних времен. А вот над бумагой, на которую наносили изображение, приходилось поработать. Ведь она должна легко намокать, но в сухом виде быть довольно прочной и крепкой.
Поэтому обычную бумагу покрывали тремя слоями клея, который при соприкосновении с водой терял бы свои качества. Как правило, первые два слоя — это самый обычный клейстер, приготовленный из картофельного крахмала. К нему добавляли немного глицерина, который делал бумагу мягкой, эластичной и податливой.
Третий слой — это раствор гуммиарабика или декстрина, которые надежно удерживали краску на поверхности бумаги и не давали ей проникнуть в более глубокие слои. При печати рисунка сначала наносили слой белой непрозрачной краски, а затем уже, поверх нее — слои цветных красок. Интересно то, что раньше существовало два вида переводных картинок: «прямой» и «сдвижной».
При первом способе изображение печатали в обратном порядке: сначала цветные слои, т.е. те, что окажутся «лицом» к смотрящему, а затем — фоновый слой белой краски. Такие переводные картинки наносили «сухим» способом — как правило, с помощью нагрева.
Ну а сдвижные картинки — те самые, которые советская детвора сначала погружала в теплую воду, а потом, когда пленочное изображение отделялось от подложки, перемещали его на нужную поверхность. Эти картинки печатали как раз описанным выше способом: сначала фон, затем краски.
*******************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
***************************************************************
Селедочницы СССР и двадцать групп сложности их декора