
Самые необычные матрешки СССР
То, что еще в советские времена матрешка стала национальным символом всего русского — факт известный. Но так было далеко не всегда: «предок» этой знаменитой игрушки имеет японские корни и появился в России лишь в конце XIX столетия. В те год в столице располагалась известная игрушечная мастерская Анатолия Мамонтова «Детское воспитание», в которую однажды попала забавная кукла.
Самые первые отечественные матрешки
Игрушка была сделана в виде лысого старика с добродушным лицом и продолговатой длинной головой — мудрец Фукурума. Куклу можно было разнять на части, и в одной из них находились фигурки поменьше, вложенные одна в другую — прообраз русской матрешки. Вообще, подобный подход для отечественного прикладного искусства был не новым: еще в XVIII веке на всех крупных ярмарках продавались деревянные сосуды, помещенные один в другой, но вот делать игрушки такого вида никому не приходило в голову.
Первая матрешка, выпущенная «Детским воспитанием», состояла из 8 кукол: верхняя изображала девочку с петухом в руках, за ней шел мальчик, потом — опять девочка и т.д. Но каждая следующая кукла обязательно немного отличалась от предыдущей, а самая маленькая и вовсе изображала малыша, завернутого в пеленки.

Вскоре производство матрешек стало массовым — заниматься этим промыслом начали многие частные мастера и артели. Куклы начали пользоваться популярностью не только у отечественного покупателя, но и у заграничного, причем, спрос был настолько велик, что зарубежные предприниматели начали выпускать свои подделки под знаменитую русскую матрешку.
Советская матрешка на пути к популярности
Революция 1917 года внесла свои коррективы во все стороны жизни, в том числе — и в производство игрушек. В первые же годы становления молодого СССР частные мастера стали объединяться в артели, а чуть позже на месте наиболее крупных артелей возникали уже целые фабрики. Так и случилось с Сергиево-посадской кустарно-промышленной артелью: уже через 10 лет после революции на месте мастерских появилась знаменитая Загорская фабрика игрушек.


Матрешки, которые производила эта фабрика, обрели, как бы это громко ни прозвучало, всемирную славу. Так, например, в 1958 году на выставку в Брюссель уехала огромная партия загорских матрешек, но они все до единой были распроданы буквально в первые часы после открытия мероприятия.
Но если до этого времени для экспорта производились классические матрешки стандартных размеров, то, например, к 50-летию основания СССР загорские мастера изготовили 60-местную куклу. Кстати говоря, подобные эксперименты проводились на фабрике не впервые: для выставки в Монреале (1957 год) была изготовлена 50-местная матрешка, а ей предшествовала кукла, состоящая из 42 деталей. Спустя год после выпуска матрешки-гиганта, фабрика для конкурса игрушек впервые изготовила озвученную матрешку-неваляшку, в качестве исходного материала использовав древесно-бумажные массы.


Как делали советскую матрешку
Популярность этой простой игрушки способствовала общему развитию «темы матрешки». В виде этой куклы стали выпускать не только игрушки, но и всевозможные шкатулки, сувенирные коробки, футляры для бутылок, солонки и перечница и т.д. Изображение матрешек появились на конвертах, поздравительных открытках, марках, значках, календариках, этикетках спичечных коробков — все это послужило поводом для возникновения определенной тематики в среде коллекционеров.

Такой неослабевающий интерес к простой игрушке был вызван огромным разнообразием не только ее формы и художественной росписи, но и особенностями технологии изготовления. Конечно, основные производственные моменты у разных изготовителей мало чем отличаются: для изготовления матрешек использовали липу и березу, которые на открытом воздухе высушивали до получения нужной степени влажности.

Затем дерево резали на заготовки определенной длины и в первую очередь вытачивали из него самую маленькую, неразъемную фигурку. Затем — все последующие, по мере увеличения их размера, причем, сначала вытачивалась нижняя часть матрешки — затем верхняя. Каждую фигурку обрабатывали наждачной бумагой, после чего они поступали в цех росписи — вот на этом этапе и начинались различия между разными «матрешечными школами».

Мастера загорской фабрики, например, расписывали игрушки гуашью прямо по дереву, после чего покрывали изделие лаком (впрочем, некоторые матрешки даже не лакировали). Нижегородские мастера предпочитали заготовки сначала несколько раз покрывать картофельным клейстером с тщательной просушкой каждого слоя, и только после этого приступали к художественной росписи анилиновыми красками с обязательной последующей лакировкой.


Советские матрешки как отражение эпохи
Любой художественный промысел всегда чутко реагирует на происходящие в социуме события, и производство матрешек, конечно же, тоже было затронуто духом времени. Именно поэтому среди ранних матрешек можно увидеть кукол с серпом в руках или одетых в форму красноармейца; начало «космической эры» послужило поводом для создания матрешек-космонавтов; пушкинские юбилеи породили матрешек, дающих отсылку к известным сказкам.





Матрешки, выпущенные в союзных республиках, хоть и пользовались у заграничных покупателей меньшим спросом, чем традиционные русские, но тоже отличались оригинальностью росписи. Как правило, это были куклы в национальных костюмах с характерным изображением деталей лица — такие матрешки идеально вписывались в одну из главных концепций советского государства — «Дружба народов».



**********************************************************************
Еще краткие заметки о жизни и быте в СССР:
ВКонтакте
************************************************************************
Советские игрушки из папье-маше


