Холуйская миниатюра в советском интерьере
Наверное, не было ни одной советской квартиры, в интерьере которой не обнаруживалась бы хотя бы одна шкатулка. Оно и неудивительно — где же еще рукодельницам хранить швейные принадлежности, модницам — украшения, а всем остальным — разные полезные в быту мелочи и милые сердцу безделушки? И холуйская миниатюра занимала в убранстве жилищ далеко не последнее место.
Советская промышленность, выпускающая всевозможные шкатулки огромными тиражами, к оформлению этих изделий подходила с креативом, который отражал бы как можно полнее реалии определенного временнОго периода. Вот, например, сюжеты шкатулок первых послевоенных лет: «Вручение переходящего Красного Знамени» (Палех, 1948 год); «На охране колхозного урожая» (Палех, 40-е годы); «Лагерь молодняка» (Палех, 1956 год); «Дадим больше зерна государству» (Палех, 1948 год); «Сталин на похоронах Орджоникидзе» (Федоскино, 40-е годы).
К счастью, помимо агитационных сюжетов сохранились и традиционные для этого вида изделий виды росписи — с пасторальными зарисовками из народной жизни, с литературными или сказочными образами, красивыми пейзажами. Холуйская художественная миниатюра — яркий представитель такого наследия. Может быть, холуйские изделия имеют и не самое благозвучное название, особенно, если не знать, на каком слоге правильно ставить ударение (на первом и никак иначе!), но оформление их во все времена оставалось на должной высоте, отличаясь по своей стилистике от миниатюр Палеха, Федоскино, Мстеры.
Иконописцы, перешедшие в советскую артель
До революции село Холуй было известным иконописным центром, который уже в то время имел свой-собственный, особенный художественный стиль. Т.к. иконописью занимались в основном крестьяне, то их работы всегда представляли интересное сочетание традиционной иконописи в народной обработке, характерной для древнерусского искусства.
После революции работники центра, чтобы не остаться без заработка, перешли от иконописи к художественной росписи бытовых изделий. Немного, правда, пришлось поучиться у коллег: позаимствовав технику изготовления предметов из папье-маше и их дальнейшую обработку в селе Федоскино, холуйские мастера начали производить различные ларцы, шкатулки, чайницы, портсигары, перчаточницы и т.д.
Ну а техника росписи оставалась своя, «фирменная», характерной чертой которой было преобладание красивых синих и зеленых оттенков, что и позволяло выделяться на фоне теплой палитры других мастеров художественной миниатюры.
Холуйская миниатюра: первые успехи советской артели
Неудивительно, что артель с такими традициями и оригинальной манерой росписи довольно быстро заняла лидирующие позиции в ряду остальных производителей художественной миниатюры. Ее изделия сначала уверенно занимали первые места на всех отечественных выставках народного творчества, затем перешли в разряд постоянной экспозиции на ВДНХ, а в конце 50-х холуйская миниатюра начала завоевывать и международное признание, для начала получив серебряную медаль на Брюссельской выставке.
Конечно же, долгое время на художественный стиль изделий оказывали влияние старые мастера, когда-то бывшие иконописцами — особенно это заметно в жанровых сценках с участием людей. Лица каждого персонажа носят иконописные черты, которые сразу в глаза, может быть, и не бросаются, но при детальном рассмотрении улавливаются очень отчетливо.
Но, если старые мастера-иконописцы успели вырастить себе смену, которой передали особенности своей живописи, то новое поколение уже создавало знаменитые миниатюры в совсем иной манере. Иконописные лики сменили обычные лица, лишенные тонких черт и глубины взгляда, сине-зеленой гаммы стало меньше, зато добавилось черно-красных оттенков, больше характерных для Палеха. Несколько расширился и ассортимент — например, помимо шкатулок и ларцов появились декоративные тарелки, пудреницы и броши.
Как и у многих артелей того времени, вся продукция подразделялась на две большие группы: изделия промышленные (массовые) и изделия творческие (авторские). Но даже то, что выпускалось большими тиражами, сегодня может представлять собой некоторую ценность. Например, небольшие брошки 70-х гг. в среднем обходятся коллекционерам в 2000 рублей, шкатулки 40-60-х гг. стоят около 3000 руб. и выше — в зависимости от размера, сохранности, автора росписи и тиража.
***********************************************************************************
«Жизнь в СССР» — тематическая группа ВКонтакте
Репортажи из СССР — Одноклассники
********************************************************
Как в 1980 году советские люди представляли будущее