
Советские чайные сервизы из Вербилок: история, которую хранили в серванте
Если у вас дома, за стеклом серванта красовались изящные чашки с золотой каймой и клеймом в виде головы лося на донышке — наверняка они были из Вербилок. Советские чайные сервизы, сделанные на Дмитровском фарфоровом заводе, были не просто посудой — это своеобразный символ уюта и красоты, доступных каждому.
Как английский торговец лесом стал делать фарфор
Было бы несправедливо не упомянуть о богатой истории знаменитого завода в Вербилках, который в свое время не только наполнил отечественный рынок красивой фарфоровой посудой, но и одним из первых взял курс именно на массовое, относительно дешевое производство.
Основатель завода, английский предприниматель Гарднер, называвший себя на русский манер Францем Яковлевичем, вообще-то приехал в Россию, чтобы торговать лесом. И дела у него шли настолько хорошо, что в скором времени появились свободные средства, которые требовали вложения еще в какой-нибудь вид бизнеса.
Поразмыслив, в 1762 году Гарднер решил построить фарфоровый завод. Вербилки оказались идеальным местом для этого — вокруг залежи хорошей глины, богатые леса, дающие дрова для обжига, много воды для замеса (река Дубна) и, что немаловажно, совсем близко Москва — основной источник потребления готовой продукции. То, что фарфор в те годы активно входил в моду, сыграло на руку предпринимателю: у него был единственный конкурент — Императорский фарфоровый завод в Петербурге, который выпускал продукцию исключительно для царского двора.
Вербилки — «столица» русского дешевого фарфора
В Вербилках же начали делать посуду, рассчитанную на массового потребителя: простые формы и незамысловатые рисунки позволяли продавать эти вещи по относительно невысокой цене. В короткие сроки гарднеровский фарфор стал обязательным атрибутом всякого приличного дома. Любопытно, что заводское клеймо на посуде тех лет — скрещенные мечи, было простодушно позаимствовано у саксонских мастеров, чтобы придать недорогим изделиям более солидный вид.
Интересно то, что это простое клеймо использовалось лишь на недорогих изделиях, одновременно с ними существовали и более красочные варианты (всадник, двуглавый орел, сложные узоры, надписи и т.д.) — для статусных или экспортных изделий.

Прибыльное предприятие обеспечивало безбедную жизнь трем поколениям Гарднера, но в конце 19 века кто-то из потомков решил избавиться от «курицы, несущей золотые яйца», и завод был продан другому предпринимателю, М.С. Кузнецову. Новый хозяин решил воспользоваться славой гарднеровского фарфора и не стал менять ни профиль работы завода, ни старые клейма: оно сохранялось даже некоторые годы после революции. На чашках и блюдцах 20-х гг. с надписями «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» стоял тот же знак, что и раньше: скрещенные мечи, нанесенные поверх глазури изделий.
Советские чайные сервизы с головой лося
Если до революции на заводе в Вербилках работало около 900 человек, которые за год изготавливали примерно 3,5 млн фарфоровых изделий, то ближе к 70-м гг. на этом же предприятии выпуск продукции составлял почти 50 млн — при штате в 3000 человек. Конечно же, окрестные ресурсы к тому времени были основательно исчерпаны, поэтому сырье везли со всего Союза: глину из Украины, кварц из Иркутска, полевой шпат из Карелии — ресурсы искали, где только могли.
Изменились и технологические регламенты, и рецептуры изготовления составов и даже фирменный знак предприятия. Вместо мечей, внешне напоминающих римскую цифру X и нанесенных на глазурь изделия, фарфор в советские времена стала украшать хорошо узнаваемая голова лося с ветвистыми рогами (это клеймо стало использоваться с середины 60-х гг.). Но одно осталось неизменным — тонкий белоснежный черепок, такой же, как и два века назад.




Жидкий фарфор и чайники на потоке
Все советские чайные сервизы, на которых специализировался Дмитровский завод, как, впрочем, и остальные изделия этого предприятия, «начинались» с изготовления жидкого фарфора. Так называлась та суспензия светло-серого цвета, в которую превращалось измельченное и перемешанное сырье. Эту жидкость пропускали через мощные магниты, чтобы избавиться от окислов железа, а затем пресс-фильтры отжимали часть воды, и на свет появлялись влажные глиняные лепешки.
Эти заготовки поступали в устройство, похожее на огромную мясорубку: там из глины удалялись воздушные пузырьки и формовались огромные пластичные «колбаски», которые грузили на электрокары и развозили по формовочным цехам. Поточных линий в таких цехах могло быть множество: на одной делали чашки для сервизов, на другой — блюдца или чайники, на третьей — ручки для посуды и т.д.

Линия чайников, например, работала в скоростном режиме: дозирующее устройство забрасывало в форму порцию глины, которая размазывалась тонким слоем по стенкам быстро вращающейся формы. Получившийся «горшочек» на транспортере отправлялся в газовую сушилку, а еще через три минуты — к столу работниц, которые срезали швы, оставшиеся от формы, выравнивали поверхность будущего чайника специальной «гладилкой», приклеивали к заготовке носики и ручки, обтирали ее губкой и отправляли в сушилку.

Декорирование и сорта фарфоровой посуды
После обжига изделия попадают в цех декорирования, где, несмотря на все современные технологии, стараются беречь старые гарднеровские традиции росписи. Ее характерная черта — тонкость и изящество рисунка, оставляющего на виду белизну фарфора. Поэтому очень часто использовались довольно простые и неброские рисунки: тонкая веточка, несколько листьев, легкие очертания лепестков, несложные виньетки…
Конечно же, под влиянием потребительского спроса стиль росписи менялся, но в общем и целом, в нем всегда угадывались те самые черты, что были продолжением старой школы русского фарфорового мастерства.


На последнем этапе посуда попадала в сортировочный цех, где ее осматривал контролер ОТК и ставил на донышко клеймо определенного цвета. Если оно было красным — изделие относилось к первому сорту, если синее — второй сорт, зеленое — третий сорт. Сегодня сервизы из Вербилок — знаменитые «Горюн-трава», «Пурпуровый», «Ампир», «Ручеек» или «Канелюрный» с клеймом красного цвета, потихоньку становятся настоящей музейной редкостью — наравне с теми самыми чашками Гарднера…


****************************************
Еще о жизни в СССР:
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
О советском шуточном сервизе, который обожали покупать иностранцы


