Золотые цепочки: популярное украшение советских времен
Золотые цепочки да и прочие украшения из этого металла, пусть даже самые простые и не очень дорогие, в советское время были чем-то вроде признака хорошего тона. Примерно те же ощущения легкой «статусности» давало обладание дефицитной дубленкой, импортными джинсами, австрийскими сапожками или норковой шапкой. Вроде бы и ничего особенного, и встречаются эти вещи у многих, но, тем не менее, они как бы намекают на некоторые финансовые возможности их обладательницы и тем самым причисляют ее к числу «прилично выглядящих» и «не хуже, чем у других» людей.
Кстати, если кто помнит, то именно по количеству броских золотых украшений легко вычислялась принадлежность человека к миру торговли или любой другой сфере жизни, где имелся доступ к дефицитным товарам. Но если продавщицы и товароведы могли себе позволить в буквальном смысле «обвешиваться» золотом, то все остальные женщины, как правило, ограничивались золотыми серьгами и цепочкой — с кулоном или без него.
Причем, цепочки встречались несколько чаще серег, т.к. последние требовали проколотых ушей, а шейные украшения можно было себе позволить и без вмешательства в анатомию. Вот об этих популярных украшениях и пойдет речь дальше.
Виды советских золотых цепочек
Бесспорно, все золотые украшения относились к категории ювелирных изделий. Но справедливости ради нужно признать, что к этой же категории относились также цепочки и из алюминия, меди, латуни, дерева, кости и даже пластмассы. Такая классификация была актуальна до начала 60-х гг., чуть позже ювелирными изделиями стали считаться лишь те, что были выполнены из драгоценных металлов или со вставками из драгоценных камней.
Советские цепочки подразделялись не только по виду материала, но также и по конструкции. Последняя категория включала всего лишь два вида: якорные цепочки и панцирные. Но зато каждый вид имел несколько разновидностей, что и обеспечивало широкое ассортиментное разнообразие.
Якорные золотые цепочки
Это говорящее название цепочки получили за вид соединения звеньев: они располагались в перпендикулярных плоскостях. По внешнему виду эти звенья могли быть как простой геометрической формы (круглые, овальные, прямоугольные), так и фасонные, что выглядело уже намного интереснее.
Фасонные звенья делали в виде шариков, розеток, дисков и пр., соединяя их простыми колечками. Особенно оригинально смотрелись те цепочки, в которых звенья имели неодинаковые размеры. Например, одно длинное могло чередоваться с группой мелких и т.д. Не менее интересно смотрелись и якорные золотые цепочки с двойными/тройными звеньями. т.е. где каждый элемент украшения состоял из двух или трех проволочек.
Панцирные золотые цепочки
У этого вида украшений звенья располагались в одной плоскости, что, казалось бы, слегка упрощало вид цепочки. Но на самом деле ассортимент панцирных цепочек был даже несколько шире, чем у якорных. Это могли быть одинарные, двойные, тройные, состоящие из изогнутых колечек, ленточные золотые цепочки. Также к панцирным относился знаменитый «лисий хвост» (плотное плетение из звеньев, каждое из которых чуть сужается в конце), «веревочки», «гусиное горло», шарики, плоская «змейка», «фонарики», s-образные цепочки и др.
Как правило, звенья панцирных цепочек чаще всего чуть изогнуты и напоминают по внешнему виду незавершенную восьмерку. Также советская ювелирная промышленность выпускала и дутые панцирные цепочки, т.е. с пустотелыми звеньями.
Виды советских шейных цепочек
Все эти разновидности якорных и панцирных цепочек использовались по двум направлениям: в качестве шейного украшения и для изготовления браслетов. Задача шейной цепочки была проста: быть либо самостоятельным украшением, либо служить для подвешивания кулона, медальона и прочих подвесок.
Тонкие цепочки могли быть собраны в несколько рядов, превращаясь в некоторое подобие колье. Кстати говоря, современный тренд на ношение сразу нескольких цепочек — не изобретение современности, а отголосок той далекой советской моды на многорядные цепи. С толстыми цепями, конечно же, так не поступали — они бы смотрелись слишком громоздко и грубо, будучи объединенными в несколько рядов, а вот в качестве самостоятельного украшения выглядели очень даже неплохо.
Также шейные золотые цепочки делали и разной длины: те, что предназначались для подвесок, могли варьироваться от 660 до 800 мм. Цепочки, что носили в качестве самостоятельного украшения, имели длину от 400 до 1600 мм. Ну а вес таких украшений зависел от длины, сечения проволоки, величины звеньев. Например, самая тонкая золотая цепочка, «паутинка», весила всего 1,5-2 г. Ленточные же цепочки, как самые тяжелые, могли весить вплоть до 60 г.
Также промышленность выпускала еще бортовые цепочки — для крепления карманных часов к одежде; специальные часовые цепочки — для тех карманных часов, которые свободно носили в жилетном или брючном кармане и поясные цепочки. Но т.к. все эти виды аксессуаров стремительно и бесповоротно выходили из моды, ближе к началу 60-х гг. производство таких цепочек было существенно сокращено.
******************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
*****************************************************************************************
Женские пудреницы советских времен