Женские пудреницы советских времен
Как известно, редкая женская сумочка обходится без пудреницы — так было во все времена, и советская эпоха — тоже не исключение из этого правила. Вообще, с самой пудрой дела в СССР обстояли неоднозначно: с одной стороны косметическая промышленность постоянно совершенствовалась, расширяла и дополняла ассортимент. Так, например, если в довоенные и первые послевоенные годы больше всего производилось жидкой пудры, то со временем к ней добивалось немало и рассыпчатой, и компактной.
Интересно то, что пудру долгое время, как и духи, подразделяли на три категории: высшая (группа А), средняя (группа Б) и низшая (группа В). Как правило, одноименные духи и пудра всегда попадали в одну и ту же группу. Т.е. если духи «Белая сирень», «Красный мак» или «Манон» входили в высшую категорию, то и пудра с таким же названием тоже относилась к это категории. Производилась пудра и вне каких-либо категорий — как правило, это была продукция фабрики ВТО (Всесоюзное театральное общество): «Золушка», «Маскарад», «Карнавал», «Золотая осень» и др.
Нередко вся эта продукция упаковывалась в очень красочные коробочки, дизайн которых сначала утверждался специальными комиссиями. Как вспоминали художники того времени — когда они в работу брали какую-либо тему, комиссия требовала предъявить сразу несколько эскизов, причем, все они должны были отличаться друг от друга, сохраняя лишь основную тему задания.
Однако, несмотря на то, что оформление упаковки для косметики всегда было на должной высоте, вместе с тем советская промышленность выпускала еще и отдельные пудреницы — пустые, в которые при желании можно было пересыпать пудру и никто не догадался бы, что в этой красивой коробочке — пудра «Ландыш» за 10 копеек.
В производстве таких пудрениц долгое время прослеживались традиции еще дореволюционной России: и само назначение этих маленьких шкатулочек, и их оформление, и мастерство декорирования. Эти пудреницы делились на две большие группы: сумочные и настольные (туалетные), и по своему внешнему виду они сильно отличались от стандартной фабричной упаковки для пудры.
Сумочные пудреницы
Эти пудреницы во многом сохраняли свой классический вид: две створки, скрепленные шарниром и замочком. На крышке, как это полагается, закреплено зеркальце, на донышке располагался ободок с натянутой шелковой тканью или очень мелкой проволочной сеточкой. Внутрь такой пудреницы обязательно вкладывалась пуховка, что было огромным преимуществом перед недорогими рассыпчатыми пудрами: у них в комплектацию пуховка никогда не входила.
Вплоть до конца 50-х гг. такие пудреницы делали преимущественно из металлов с вставками из полудрагоценных камней, кожи, перламутра или эмали. В более позднее время, когда пластмасса начала вытеснять более дорогие материалы, началось производство пудрениц из оргстекла, целлулоида, полистирола.
Формы сумочных пудрениц промышленный «тренд к упрощению» тоже коснулся: до 60-х гг. их выпускали и овальными, и круглыми, и квадратными, и даже шестигранными, а в более позднее время производились в основном лишь квадратные и круглые пудреницы.
Туалетные пудреницы
Как уже упоминалось чуть выше, в советской промышленности долгое время встречались отголоски дореволюционного быта, когда никому не приходило в голову упрекать женщину за то, что она не социализм строит, а заботится о своей красоте и много времени проводит за туалетным столиком.
Настольные пудреницы были как раз из этой категории товаров, равно как и шкатулки, и туалетные парфюмерные флаконы. Как правило, пудреницы этого вида делали в виде красиво оформленного сосуда с крышечкой. По старой традиции, их долгое время производили из хрусталя, фарфора и металла, а в более позднее время к этим материалам добавилось дерево и различные виды пластмасс.
Требования к пудреницам
Разница во внешнем виде и художественном оформлении — это те главные факторы, которые и отличали фабричные изделия с пудрой внутри от самостоятельных, отдельных пудрениц. Во всем остальном требования к ним были примерно одинаковыми: зеркала должны быть без просветов в амальгаме, замочки — надежно фиксировать крышку, царапины, неравномерность окраски, нечеткий декоративный рисунок считались браком.
Правда, несмотря на всю свою внешнюю красоту, самый долгий век ожидал лишь настольные пудреницы, которые далеко не всегда использовались по своему прямому назначению — в них хранили разную мелочевку, ну и заодно они служили украшением туалетного столика или подзеркальника трюмо.
Сумочные пудреницы, по мере появления в продаже импортной косметики, постепенно вытеснялись коробочками с узнаваемыми логотипами. Гораздо престижнее было достать из сумочки пудру Estee Lauder или Lancome, особенно с учетом того, в какую сумму подобная покупка обходилась тем, кто не имел полезных знакомств в торговле.
Конечно же, эти фирменные пудреницы очень берегли и использовали на полную катушку: если оригинальная пудра в них заканчивалась, то насыпали что-нибудь отечественное — главное, чтобы оно находилось в дорогой заграничной коробочке…
***********************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни и быте:
*************************************************************************************
Парфюмерия и косметика советских времен: сюрпризные коробки