
Советская парфюмерия и косметика: сюрпризные коробки
До сих пор остается неизвестным — кому пришло в голову называть советские парфюмерные и косметические наборы «сюрпризными коробками», когда при взгляде на них так и напрашивалось название скорее не «сюрпризный», а «подарочный» набор — настолько продуманно, нарядно и элегантно они выглядели. Но, как известно, «из песни слов не выкинешь», и самые первые комплекты советской парфюмерии и косметики, которые промышленность начала выпускать во второй половине 50-х, назывались именно «сюрпризными» и не наборами, а «коробками».
Особенности состава сюрпризных коробок
Сами по себе наборы могли разными: как чисто парфюмерными или косметическими, так и составными — частично из косметики, частично — из парфюмерии. Но характерной деталью этих коробок было то, что их всегда собирали только из одноименных изделий, ну и конечно же, оформление такого набора выдерживалось в едином стиле с его составными элементами.
Самые первые советские сюрпризные коробки комплектовались только из самых лучших на то время изделий парфюмерно-косметического направления. Т.к. производство таких наборов началось лишь в 50-е годы, то самые первые коробки, понятное дело, включали в себя такие популярные на то время наименования, как Красная Москва, Шипр, Белая Сирень или Золотая Звезда. Причем, комплектация таких наборов тоже могла различаться — например, встречалась сюрпризная коробка «Красная Москва», состоящая как из трех, так и из четырех предметов: одноименные пудра, духи, одеколон или же пудра, мыло, духи и одеколон.
Разновидности сюрпризных коробок
Формат производства сюрпризных коробок оказался настолько популярен и востребован у покупателей, что решено было провести небольшой эксперимент и наладить выпуск некоторых парфюмерно-косметических изделий только в виде таких подарочных наборов. Так на свет появились наборы из серии «Ларец» — «голубой ларец», «Черный ларец» и т.д.; сюрпризная коробка «Новогодняя», «Щит».
Когда ближе к 60-м гг. в моду начали входить цветочные ароматы, то самыми популярными подарочными наборами оказались «Сирень», «Майский ландыш», «Гвоздика», «Яблоневый цвет» и др. Причем, как и вся советская парфюмерия, наборы подразделялись по группам: «группа А», «Экстра», «группа Б» и «группа В» — первые две были своеобразной визитной карточкой выпускающего их предприятия, а соответственно, и оформление имели более выразительное, уместное для экспортируемой продукции.

Вторые две группы включали в себя продукцию массового характера, имеющую невысокую стоимость. Кстати говоря, к этим же двум группа относились и детские сюрпризные коробки, самые первые из которых выходили под названием «Мойдодыр» и «С добрым утром!». В детские наборы мог входить гигиенический одеколон (в те времена одеколон рассматривался больше как гигиеническое средство, нежели парфюмерия), мыло, зубной порошок.

Дорожные сюрпризные коробки
И снова еще раз всплывает вопрос об уместности названия парфюмерно-косметического набора «сюрпризной коробкой» — в конце 50-х был налажен выпуск первых дорожных наборов — сначала женских, чуть позже мужских. Женские наборы комплектовались наборами кремов — например, защитный, питательный и используемой в качестве основы под пудру, а также — лосьоном для умывания лица. Существовали и наборы другого типа — например, маникюрные, в состав которых входил набор лаков, жидкость для их удаления, кисточка и специальные салфетки для ухода за ногтями. Так что же в таких наборах было «сюрпризного»? особенно если учесть тот факт, что человек целенаправленно упаковывал в свой багаж такой набор и ни о каком сюрпризе, соответственно, и речи быть не могло?

Мужские сюрпризные коробки
Мужские дорожные наборы из разряда «сюрпризных коробок» были не менее функциональны, чем женские, а то и даже интереснее: в их состав обязательно входил какой-нибудь одеколон, зубной эликсир, крем для и крем после бритья, футлярчик с зубной пастой и еще один — с зубной щеткой, мыло, сразу упакованное в пластмассовую мыльницу, расческа. Почему в женские наборы не входили щетка/паста/мыло и прочее — непонятно. Видимо, предполагалось, что, собираясь в дорогу, женщина точно ничего подобного не забудет, и возьмет из дома то, что ей нужно, в то время как мужчина не привык задумываться о таких мелочах и запросто может уехать в командировку без зубной щетки и мыла )))

Кстати говоря, был очень продуманный момент в производстве этих дорожных сюрпризных коробок: помимо самой картонной художественно оформленной упаковки к ним прилагалась еще одна отдельная упаковочная коробка, защищающая набор от повреждения в дороге.
Исчезновение термина
В более позднее время, когда советская парфюмерия (косметика от нее сильно отставала, к сожалению), насчитывала уже более солидное количество наименований духов и одеколонов, чем в 50-е годы, количество парфюмерно-косметических наборов существенно увеличилось, а вот сам термин «Сюрпризная коробка» исчез из обихода. На смену ему пришло более правильное название «подарочный набор».
Но, к сожалению, роскошно оформленные коробки с атласной подкладкой внутри потихоньку исчезали вместе с устаревшим названием. На смену этой нарядной упаковке приходили более простые коробки, в которых уже мало что оставалось от былой роскоши…
********************************************************************************
А вот ТУТ можно почитать о том, как первые советские румяна выпускали сначала в жидком виде, и лишь потом — в привычном порошкообразном или компактном


