искусственный мех ссср
Разное

Как делали советский искусственный мех

Нейлоновые рубашки, кримпленовые платья, капроновые чулки — пик моды на синтетические материалы пришелся в советские времена на 60-е годы. И искусственный мех, из которого шили невероятно популярные шубки «под леопарда» и прочую синтетическую красоту для холодного периода, был логичным продолжением этой темы.

Интересно то, что при производстве этого меха во главе процесса стояли не проблемы нравственного и экологического характера (сохранять жизнь животным — это достойный повод для отказа от натурального меха), а задачи эстетического и практического характера. Так, например, утверждалось, что текстильная промышленность может не только успешно имитировать натуральный мех, но и придать ему какой-нибудь необычный вид — узор леопардовой шкуры не в пятнах, а, допустим, в клеточку; или придать меху вид медвежьей шкуры, но небесно-голубого или нежно-розового оттенка.

Практическую сторону этого дела подчеркивали те соображения, что текстильная промышленность развивается настолько большими темпами, что вскоре сможет делать искусственный мех, который будет намного теплее и уютнее натурального, а стоимость его при этом будет намного ниже, чем у меха, полученного «естественным» путем.

советские синтетические шубы

Из чего делали советский искусственный мех

Середина 60-х гг. — это время массового появления предметов одежды из синтетического меха. И поскольку потребителю не очень хотелось до тонкостей вникать в особенности изготовления этого материала, в те годы прижилось выражение «нейлоновая шуба». Это был собирательный термин, под которым подразумевалось, что для производства шубы использовался искусственный мех, который сделали из синтетического или искусственного волокна.

Вот с этими волокнами и возникало больше всего недоразумений, поскольку только специалист мог отличить одно от другого и при этом не запутаться в терминах. Так, например, большая часть искусственного меха производилась из нитрона (советское название полиакрилонитрила). Эти волокна были упругими, плохо впитывали влагу и значит, хорошо выдерживали неблагоприятные погодные условия, хорошо удерживали тепло, но при этом обладали одним существенным недостатком — сложно поддавались окрашиванию и быстро истирались.

Проблемы синтетических волокон

Именно по этой причине расцветка первых синтетических шубок и шапок была довольно скромной, а сами эти предметы одежды могли через какое-то время начать локально «лысеть». Те, кому в сознательном возрасте довелось застать времена «бума синтетических материалов», наверняка помнят термины «орлон», «кашмилон», «верел», «прелан» и пр. Все это — «родственники» вышеупомянутого семейства акрилонитрила, которые тоже служили основой для искусственного меха.

Еще одно волокно, которое у многих было на слуху — это лавсан. Вещи из него получались теплые, прочные, немнущиеся и не дающие усадку. Но вся проблема была в том, что при трении кончики этих волокон скатывались в шарики, образуя многочисленные неприглядные «катышки». Поэтому от изготовления шуб из лавсана промышленность отказалась, оставив это волокно для шляп, шапок, тонких меховых подстежек и… детских шубок. Поскольку ребенок растет быстро и так же быстро порой изнашивает одежду, было принято решение оставить лавсан для производства детской верхней одежды.

искусственный мех - шапки и шуба ссср

Кстати говоря, иногда, когда требовалось сделать очень точную имитацию натурального меха или придать шубе особые теплозащитные свойства, использовали и натуральную — овечью или козью шерсть, которую смешивали с синтетикой и таким образом получали особый вид волокна — не совсем искусственный, но уже и не полностью синтетический.

Как делали искусственный мех

Способов получить искусственный мех было несколько, и самый неудачный из них — это клеевой, которым обычно получали искусственный каракуль. Пряжу просто закручивали в характерные завитки и приклеивали их к синтетическому основанию — таким методом делали самые первые «каракулевые» шубы и шапки. Получалось не очень красиво и совсем ненадежно, поэтому спустя некоторое время после начала производства от этого метода начали отказываться.

искусственный каракуль ссср

Процесс получения меха с длинным ворсом был намного сложнее. Нарезанное волокно раскладывали слоями (например, ряд лавсана, затем — ряд нитрона) и обрабатывали их поочередно антистатиком. Затем в специальном аппарате все это перемешивали и разрыхляли, чтобы получилась пушистая масса, которую причесывали и превращали в длинную ленту с аккуратно уложенными волоконцами.

Эта лента поступала в трикотажную машину, которая вязала обычный трикотаж, но добавляла в каждую петельку небольшой пучок синтетических волокон, которые и образовывали пушистый ворс. Затем полотно получившегося меха вычесывали специальными валиками, а с изнанки промазывали его латексом. Эту заготовку прогоняли через сушильную камеру, где латекс вулканизировался — эта пленка придавала меху жесткость, заодно и надежно закрепляя ворс на основе.

После сушилки мех разглаживали нагретым валом (он заодно и полировал ворсинки, придавая им блеск) и подвергали стрижке. Меховое полотно прогоняли под огромными вращающимися лезвиями спиральных ножей, после чего еще раз полировали и напоследок обрабатывали антистатиком.

советские шубы из искусственного меха
Советский журнал мод, 1967 год

Хитрости отделки искусственного меха

Когда модницы начали входить во вкус синтетических материалов, естественно, им захотелось разнообразия, и не только в фасонах, но и в расцветках. Конечно, новенькая однотонная шубка из модной синтетики смотрится красиво, но хочется-то с расцветкой «под леопарда» или еще какой-нибудь экзотики…

синтетическая шуба ссср

Поэтому в процесс изготовления синтетического меха пришлось добавить операции по его отделке: окрашиванию, отбеливанию, набивке или протравке. Самой простой и знакомой была набивка — технология та же самая, что и при изготовлении набивных тканей. А вот протравка — процесс более интересный, так как с кончиков ворсинок окрашенного меха осторожно удаляли краситель. Мех приобретал эффектный «переливающийся» вид, за что и очень ценился. Если же обрабатывать таким способом только отдельные участки, то мех становился пятнистым.

Также использовали и другие приемы, основанные на зрительных иллюзиях: например, одно волокно окрашивали красителем, другое — нет, в результате чего получался двухцветный мех. Также можно было использовать волокна разной формы и сечения, что нарушало однообразие гладкого меха и делало его фактурным. Эти технологии широко применялись еще в 60-е годы, и с каждым годом только совершенствовались, хотя получить искусственный мех, который был бы теплее и уютнее натурального в советское время так и не удалось…

советский искусственный мех

*************************************************************

Еще больше фактов о советской жизни:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

***********************************************************

Гоголь, жокейка, зюйдвестка: шапки времен СССР

советские шапки

Комментарии к записи Как делали советский искусственный мех отключены