стеклянные шедевры времен ссср
Разное

Выдувные стеклянные шедевры эпохи СССР: техника единственного предприятия

Советское стеклодувное искусство опиралось на солидный фундамент: еще в дореволюционное время множество стеклодувных мастерских появилось при хрустальном заводе в Дятьково, Москве, Петербурге, Воронеже, Твери и в ряде других городов. После событий 1917 года развитие этого направления ограничилось изготовлением очень ограниченного ассортимента изделий — стране было не женских украшений, елочных игрушек и прочих «излишеств», но уже во второй половине 20-х гг. искусство изготовления художественных изделий из стекла начало переживать свой Ренессанс.

Немалую роль в этом сыграло и развитие науки: необходимость изготавливать специальную посуду, инструменты, сложные детали и узлы из прочного стекла потребовали разработки новых рецептур стекла с определенными свойствами, а также — новых навыков работы с этим материалом. Ну и конечно же, любые научные разработки не могли не оказать влияния на художественный промысел, благодаря чему стеклодувное мастерство обрело статус самостоятельного вида творчества.

Стеклянные шедевры, полученные методом лепки

Как бы это странно ни звучало, но самым популярным в советских художественных мастерских был метод лепки из стекла. Как правило, таким способом изготавливали фигурки зверей, птиц или людей. Для лепных стеклянных скульптур была характерна обобщенная, слегка гротескная форма — эта особенность напрямую связана с техникой лепки.

В качестве исходного материала использовались так называемые «штабики» — цветные стеклянные стержни, которые разогревали в пламени горелки до получения пластической массы, из которой и формировали методом лепки нужное изделие. В процессе лепки основным приемом было вытягивание массы, поэтому у большинства фигурок получалось удлиненное туловище и тонкие, несколько утрированные конечности.

стеклянные шедевры ссср

Если пламя горелки дополнительно обогащали кислородом, то его температура резко повышалась и быстро, но узконаправленно размягчало стекло. У таких скульптур форма всегда получалась обобщенной, обозначенной лишь общими чертами, а поверхность изделия была глянцевой, оплавленной.

В подобной технике работали в мастерской в г. Гусь-Хрустальный, на белорусском стеклозаводе «Неман», в стекольном объединении «Радуга» (г. Львов) и ряде других советских предприятий.

стеклянная фигурка времен ссср

Стеклодувная скульптура и единственное советское предприятие, которое ее делало

С технической точки зрения изготовление лепной стеклянной скульптуры — занятие довольно простое, поэтому все больше советских предприятий осваивало и останавливалось именно на этом способе. Стеклодувное искусство требовало более серьезной и основательной подготовки мастеров, поскольку одним только выдуванием дело не ограничивалось.

Нередко эти стеклянные шедевры декорировались различными деталями, которые существенно обогащали композицию. Так, например, методом сжатия разогретых участков заготовки можно было получить красивые кольцеобразные выступы, создающие эффект серебристого свечения за счет особенного преломления света. Если же разогретую поверхность изделия слегка оттянуть палочкой, получались изящные остроконечные выступы.

Также поверхность скульптуры украшали узорами из маленьких стеклянных шариков или палочек, декорировали монолитными деталями, алюминиевой фольгой, металлической сеткой и т.д. Поэтому одного только стеклодувного мастерства было недостаточно, от мастера требовалось умение создать полноценный художественный образ.

Стеклянные шедевры первого и единственного завода в СССР

Во всем Советском Союзе мастерить такую выдувную красоту умели лишь на Калининском стекольном заводе. В первые годы своего существования это предприятие выпускало обычное бытовое стекло, пока при заводе не открылся цех по изготовлению художественных изделий. Выпускница ленинградского художественного училища им. Мухиной Ирина Михайловна Маршумова вместе с мужем Михаилом Михайловичем Маршумовым возродили старую технику создания стекловыдувных изделий, тем самым задав основное направление новой деятельности завода.

Художники по стеклу (так называли супружескую пару коллеги) создали несколько серий выдувных бокалов, фужеров и рюмок; также они специализировались на изготовлении оригинальных скульптурных композиций. Интересно то, что несмотря на востребованность этой продукции у покупателя, многочисленные премии, которые она получала на внутренних и международных конкурсах, техника изготовления стеклодувных изделий использовалась лишь на одном Калининском заводе.

Кубок в виде букета цветов — главный приз журнала «Советская женщина» для международных соревнований по художественной гимнастике, 1983 г. По заказу министерства культуры СССР этот кубок изготавливали еще несколько раз, чтобы дарить выдающимся деятелям страны.

Другие стекольные заводы, равно как и художники-любители подобным способом создания стеклянной красоты так и не заинтересовались. И дело было не в техническом оснащении: для подобной работы требовались лишь газовые горелки, компрессоры, кислородные баллоны, базовые инструменты и заготовки в виде стеклянных трубок и стержней — все то, что имеется под рукой и кустарей, и профессионалов.

Производственные нюансы стеклодувного мастерства

Самые красивые стеклодувные изделия получались из «молибденового» стекла — оно давало красивый блеск и мягкий золотистый оттенок. Готовые стеклодувные сосуды обычно получались тонкостенными, а украшение орнаментом или впаиванием в стенки декоративных элементов придавало им неповторимый шарм. Кстати говоря, некоторые бокалы и фужеры были настолько сложными в изготовлении, что мастера делали саму чашу и ножку по отдельности, а потом, снова нагревали эти элементы и «собирали» изделие воедино.

стеклянные шедевры калининского завода

Ничуть не хуже в художественном цеху калининского завода получались и женские украшения из стекла в сочетании с металлом. Когда мастера только начинали экспериментировать с бижутерией, они пытались делать имитацию драгоценных камней. Такие украшения выглядели слишком дешево и даже как-то нелепо, немного по-детски, поэтому от имитации решили отказаться и переключиться на авторские разработки, где стекло органично дополнялось металлом и не маскировало свою «природу», а деликатно ее подчеркивало. На выставках в Чехословакии такие украшения неоднократно получали премии, медали и почетные грамоты.

*************************************************************

Еще больше фактов о советской жизни:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

***********************************************************

Керамические игрушки советских времен

советские керамические игрушки

Комментарии к записи Выдувные стеклянные шедевры эпохи СССР: техника единственного предприятия отключены