Карнавальные аксессуары советских времен
Пожалуй, термин «карнавальные аксессуары» в контексте воспоминаний о советских временах будет не совсем точным. Несмотря на то, что само слово «аксессуары» так или иначе присутствовало в лексике советского человека, оно почему-то редко использовалось как в мире моды, так и в товарной номенклатуре. В моде украшения, обувь, сумочки, платки, шарфы, ремни чаще всего назывались не аксессуарами, а «дополнениями», а в торговле все то, что можно было назвать аксессуарами, именовалось «принадлежностями».
И вот эти карнавальные принадлежности представляли собой огромную группу товаров, разделенных на три больших категории. К первой относились предметы, предназначенные для украшения мест проведения карнавала, ко второй — все то, что могло украсить карнавальное шествие, к третьей, самой обширной — карнавальные костюмы, маски и различные забавы — т.е. все то, что предназначалось для увеселения участников этого праздничного мероприятия.
Первая группа карнавальных аксессуаров
Когда в 1935 году после длительного перерыва реабилитировали новогодний праздник, и по всей стране вновь начали устраивать детские елки с карнавальными костюмами, раздачей подарков и сказочным сценарием, украшению помещений и зданий, где проводились эти мероприятия, стали уделять повышенное внимание.
Пусть и не сразу, а с некоторым перерывом, в стране сначала открылось фабрично-артельное производство елочных игрушек, а вслед за ними — и различных карнавальных принадлежностей. В группу аксессуаров, предназначенных для украшения места проведения карнавалов, входили тематические красочные панно; каркасные, складные и надувные игрушки огромного размера; всевозможные фонари — круглые, цилиндрические или фантазийные — в виде птиц, звезд, цветов; яркие и пестрые флажки.
Причем, если сначала большинство этих карнавальных аксессуаров имело идеологическую окраску — например, гирлянды флажков могли быть сделаны из портретов главных лиц страны, то в более позднее время все эти украшения делали с большим уклоном в сказочную тематику.
Вторая группа карнавальных принадлежностей
Самые первые советские карнавалы некоторое время сохраняли старые, дореволюционные традиции в своем сценарии. И характерной чертой таких праздников было обязательное карнавальное шествие — позже оно превратилось в обязательный хоровод вокруг елки, сохранив лишь отголоски былой традции.
Обязательными атрибутами карнавального шествия были огромные декоративные цветы из бумаги, вертящиеся мельницы и прочие вертушки на длинных стеблях или ручках, всевозможные гирлянды из пестрых флажков, цветов или звезд, яркие бумажные веера и прочие предметы, которые участники карнавала несли в руках (сразу вспоминается аналог этого карнавального шествия — первомайская или ноябрьская демонстрация, с флажками, бумажными цветами и шарами в руках участников).
Третья группа карнавальных аксессуаров
Ну и конечно же, карнавал немыслим без маскарадных костюмов или хотя бы отдельных элементов этого костюма. Для этих целей существовала третья группа товаров, в которую входили как сами карнавальные костюмы различной тематики, так и их составные части: шляпы, цилиндры и прочие головные уборы; носы, парики, бороды и усы; яркие воротники и нагрудники; маски и полумаски.
Причем, некоторые элементы таких костюмов иногда выполнялись в комбинированном виде: очки вместе с усами, нос и парик, борода и усы.
Карнавальные аксессуары и игрушки-забавы
Помимо трех перечисленных выше категорий карнавальных принадлежностей, существовала еще отдельная группа товаров, условно относимая к игрушкам-забавам. Как правило, такие «потешки» представляли вспомогательную продукцию, которая способствовала увеличению выручки — эта практика была позаимствована еще у старинных ярмарок.
Как ни одни ярмарка не обходилась без продажи свистулек, дудок и ярких игрушек, так и карнавалы часто предлагали своим участникам гармошки, игрушечные органчики, яркие и издающие пронзительные звуки свистульки, игрушки с пищиками, театральных кукол би-ба-бо, различные перевертыши, игрушки-великаны и игрушки-карлики.
Огромной популярностью пользовались игрушки-плясуны и различные сюрпризные коробки, из которых неожиданно выскакивают смешные фигурки (похожий эпизод был в фильме «Бриллиантовая рука»). Ну и конечно же, не обходилось без серпантина, конфетти, хлопушек, воздушных шаров «уйди-уйди», звуковых игрушек наподобие «тещиного языка» и т.д.
Производство карнавальных аксессуаров
Требования к карнавальным принадлежностям всех категорий были одинаковыми: они должны быть приспособлены к тому, чтобы их можно было использовать максимально быстро: купил — воспользовался — получил радость и удовольствие, не тратя время на вырезание, склеивание, шитье или изучение правил. Движущиеся игрушки тоже должны быть такими, чтобы максимально быстро приводились в действие — например, не от завода ключом, а от инерционного механизма или балансира.
Все карнавальные принадлежности изготовляли из максимально легких по весу материалов и с максимально простой конструкцией: раздвижные, каркасные, портативные, надувные. Так, например, маски делали из папье-маше, тканей и картона; усы, бороды и парики — из шелка-сырца (грежа), льняного волокна, меха или рогожи — использование человеческих волос не допускалось. Из бумаги и легких тканей производили воротники, нагрудники и головные уборы, причем, часто в воротниках и галстуках прятались небольшие пищики, которые могли звучать разными голосами, а в веерах и широких рукавах карнавальных костюмов — маленькие фигурки зверушек на пружинах, которые неожиданно выскакивали и вызывали общий смех.
Все карнавальные аксессуары отличались яркими и броскими расцветками, чтобы быть хорошо заметными при любом освещении. От цветов, бабочек, звезд и прочих предметов, которые носили в руках, требовалось, чтобы они были легкими, удобными, крепко держались на стеблях, беспрепятственно вращались и порхали, имели безопасное освещение — либо с помощью скрытых батареек, либо от светящихся в темноте красок.
***************************************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
****************************************************************************************
О новогодних пригласительных билетах: советская графика