Советская черная керамика и резиновые галоши
Когда-то давно черная керамика (чернолощеная) выступала в роли своеобразного «экзамена» для начинающего гончара. Чернолощеными назывались те гончарные изделия, которые обжигали в дыму, чтобы они закоптились, после чего процарапывали на поверхности какой-либо узор и заглаживали (лощили) его гладким камнем.
Любой начинающий гончар обязан был предоставить учителю собственный образец такого изделия, после чего уже имел право получить звание мастера — разумеется, если с керамикой все было в порядке. Как показывали археологические исследования, черная керамика была распространена по всему миру. Технология копчения глиняных изделий в дыму от сгорания дров или соломы, использовалась и в древнем Китае, и в Индии, и в Египте, и в Мексике, и в странах Европы.
Черная керамика у разных народов
На Руси чернолощеная посуда появилась примерно в XVI веке. Русские гончары обжигали свои изделия в сильно коптящем пламени и называли их «томлеными» или «мореными». Отделка была несколько грубоватой, но, эта грубоватость хорошо сочеталась с закопченной глиной и потому выглядела довольно органично. С помощью такой техники делали как нарядную, «праздничную» посуду, так, само собой разумеется, и повседневную — горшки, кувшины, плошки, квасники и пр.
Более изящной была молдавская черная керамика: там сохранились древние гончарные традиции, и большинство изделий унаследовало изысканные пропорции узкогорлых старинных кувшинов, в которых когда-то хранили воду. Впрочем, орнамент молдавской керамики тоже был более изысканным: чаще всего там использовался геометрический узор, внутри элементов которого рисовали спирали или фестоны. Лощением мог быть покрыт не только этот узор, как у русской керамики, но и всю изделие в целом.
Украинские гончары применяли несколько иную технику копчения. Так, например, в горн, как и прочие мастера, они закладывали сильно коптящую древесину, после чего сам горн засыпали навозом (в некоторых случаях — просто землей). В таком виде посуду оставляли коптиться часа 3-4, после чего уже украшали ее узорами и лощили.
Советская Грузия сохраняет традиции
Неизвестно, по каким причинам, но в советское время изготовление чернолощеной керамики особой популярностью не пользовалось, традиции ее изготовления забывались, а старым мастерам просто некому было передать свои навыки и знания.
Единственной советской республикой, где мастера продолжали обращаться к национальным традициям производства черной керамики была Грузия. Пожалуй, немалую роль в этом деле сыграло открытие в Тбилиси в 50-е годы экспериментальной мастерской, образованной при местной художественной Академии.
Коллектив художников, работающий в этой мастерской, изучил все доступные архивы, где хранились данные о керамике прошлых эпох, и особенно внимание этих энтузиастов привлекли античные чернолощеные изделия. От этой доисторической керамики и были взяты пластичность и изящество форм, лаконичный декор и тщательное лощение поверхности.
Галоши и покрышки для изготовления красоты
Конечно же, не обошлось и без современных реалий. Если древние гончары коптили свою глину дровами и соломой, то грузинские мастера пустили в дело рваные галоши и изношенные резиновые боты, старые автомобильные покрышки и прочие отходы с содержанием резины.
Сгорая, этот материал давал густой и вязкий дым, который не только равномерно и плотно покрывал поверхность гончарного изделия, но и закреплял подцветку глины окисью железа (элементы железа содержатся в красной глине, и обгорая, придают керамике красивые оттенки). Там же, в этой же экспериментальной мастерской, художники попробовали сочетать рисунок с вкраплениями цветной глазури. Получалось очень эффектно: темная матовая поверхность, на которой словно мерцают цветные звездочки.
Интересно и то, что в Грузии всегда существовала высокая культура обращения с металлом: многие легенды связывают возникновение кузнечного мастерства именно с Кавказом. Неудивительно, что изделия из металла оказывали своеобразное влияние и на гончарное ремесло. Грузинская чернолощеная керамика нередко по своей текстуре напоминала чеканку по металлу, а фактура глиняного черепка была очень похожа на черненое серебро.
Эксперименты той творческой мастерской были настолько удачны и интересны, что образовалась целая художественная школа. В той советской керамике удивительным образом сочеталась декоративность и прозаичная утилитарность. Может быть, именно поэтому все эти изделия, стоило им только появиться на различных выставках, сначала вызывали восторг, а потом — желание во что бы то ни стало добавить в собственный интерьер что-нибудь такое красивое, созданное при помощи копоти от старых галош…
********************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
***************************************************************************************
Свистульки: громкие игрушки из советского детства