
Как в СССР делали стереоснимки обычным фотоаппаратом
Сегодня, когда современная фототехника способна на самые настоящие чудеса, в фотоискусстве на первый план выходит мастерство. Действительно, различными эффектами, которые обеспечивают наложенные фильтры или искусная обработка фото, уже мало кого можно удивить. Но в советские времена фотолюбителю приходилось всячески изощряться, чтобы его снимки выглядели необычно и оригинально, и каждый для этого старался найти свой-собственный путь.
Так, например, хорошим спросом всегда пользовались специальные стереокомплекты-насадки, которые позволяли с помощью обычного, не стереоскопического фотоаппарата получать эффектные объемные снимки.

Производство таких стереокомплектов началось достаточно рано: еще в 50-е годы, когда и сами фотоаппараты имелись далеко не в каждой семье, не говоря уж о дополнительной аппаратуре к ним. Но, даже несмотря на такой нюанс, в продаже встречались два вида насадок: для фотоаппаратов «Киев» и «Зоркий».

Как правило, такой комплект состоял из призменной насадки с определенным расстоянием между этими призмами; приставного видоискателя (иногда вместо него в наборе шла ограничительная рамка к видоискателю); кадрирующей рамки для стереопечати и стереоскопа для просмотра снимков. Встречались и менее укомплектованные наборы, в состав которых стереоскоп не входил, и его требовалось приобретать отдельно.
Стереонабор для фотоаппаратов «Киев»
Эти комплекты были сами интересными и эффективными: в них входила собственно, сама насадка, надеваемая на объектив; ограничительная рамка, которую байонетным креплением фиксировали при съемке на левом окне видоискателя; кадрирующая рамка для печати стереопар; линзовый стереоскоп. Все это упаковывалось в солидный кожаный футляр.

Когда фотограф работал с этой насадкой, то при съемке на площади кадра получались два снимка 17 х 24 мм, которые соответствовали точкам зрения левого и правого глаза. Затем с этих негативов с помощью обычного фотоувеличителя и кадрирующей рамки на бумаге печатали стереопары. Вот эти-то стереопары, после соответствующей обработки и последующей обрезки и рассматривали в стереоскоп, восхищаясь красотой и эффектностью объемной фотографии.

Стереонабор для фотоаппарата «Зоркий»
Этот набор был очень похож на стереокомплект для «Киева», но крепление у него было не байонетное, а с помощью кронштейна и штативного винта, чтобы было, конечно же, менее удобно. Также в состав набора входил оптический видоискатель, кадрирующая рамка для печати и стереоскоп.

Набор поставлялся в футляре с отделениями для каждой его составной части, и, по сути своей, за исключением некоторых конструктивных особенностей, мало чем отличался от предыдущего комплекта. Обе насадки позволяли снимать с расстояния от полутора метров и дальше, но при необходимости вести съемку с более близкого расстояния, требовалось покупать уже другие стереонасадки — с укороченной базой.
*************************************************************************************************************
Забытые модели советских сифонов для газированной воды

**************************************************************************************************************

