Советские коробки от конфет: маленькие шедевры большого дефицита
Советские коробки от шоколадных конфет, имеющие красивое оформление, очень часто становились элементом для украшения интерьера. Как полные, так и уже опустевшие, они нередко красовались за стеклом сервантов или мебельных «стенок», но такая судьба была уготована лишь выдающейся по своему дизайну упаковке. Все остальные коробки, как правило, доставались детям — те хранили в них свои ребячьи «сокровища»: календарики, открытки, наклейки, фантики и пр.

Интересно то, что примерно до конца 60-х гг. эту же роль «хранилища», но только уже для нужд взрослых, обычно играла жестяная тара из-под кондитерских изделий. Но когда в начале 70-х гг. наметилась тенденция на удешевление пищевых продуктов, вопрос о переходе на менее дорогую тару стал крайне актуальным. Ключевыми факторами оказались дешевизна материала, сырьевая доступность и безвредность для здоровья.

Отказ от жести в пользу картона
Красочные советские коробки из тонкой жести были всем хороши: долговечны, многофункциональны, красивы, прочны, влагонепроницаемы, но дороги в производстве, да и олово, из которого делали защитный слой, с каждым годом становилось все более дефицитным. Поэтому советская пищевая промышленность оставила жестяную упаковку преимущественно для изготовления консервов и тех продуктов, которым предстояла длительная транспортировка в отдаленные районы. Также сделали исключение для экспортной и сувенирной кондитерской продукции.

Сначала промышленность пыталась наладить производство тары из пластмассы, но оказалось слишком сложным под каждую категорию продуктов подбирать свой вид пластика. Транспортировка таких коробок тоже оказалась своеобразной «перевозкой воздуха» — дорогой и бессмысленной. В идеале, конечно, хорошо бы каждое кондитерское предприятие оборудовать собственным цехом производства пластмассовой тары, но, само собой, такой подход вообще относился к области фантастики.
Поэтому остался один-единственный материал, удовлетворяющий всем озвученным требованиям — картон. Безвредный для здоровья состав, невысокая цена, экологическая безопасность (тонна картона сберегала около 14 кубов древесины, а утилизация не приносила вреда окружающей среде). Даже слабые места картона были легко поправимым делом: влагопроницаемость устранялась комбинацией материалов полиэтилен + картон + парфин; непрозрачность решалась добавлением к упаковке окошка из целлофана.
Коробочная архитектура: минимум форм, максимум декора
Изготовление картонных коробок чем-то напоминало типовое строительство: форма параллелепипеда очень облегчала и производство, и сборку тары, и транспортировку — ведь вагон или кузов автомобиля имели ту же самую форму. А все остальное зависело от дизайнера: из стандартных деталей могли получиться как крайне скучные и непривлекательные коробки, так и настоящие шедевры, которыми потом можно украсить полку серванта.


Что характерно: разнообразие достигалось не только художественным оформлением, но и другими, в общем-то, довольно простыми средствами. Например, самые распространенные советские коробки для конфет могли иметь плоскую, словно книжная обложка, крышку — поэтому их часто оформляли со стилизацией под книгу; если к такой крышке добавить боковые стенки, она будет плотно обхватывать коробку (такой вариант назывался «внахлобучку»); если сделать плинтус — узкую каемку снизу, крышка обретает опору и может использоваться даже для фигурных тортов.



Если боковые стенки коробки продлить ниже плоскости донышка, появляется новый декоративный элемент — «утор», а сама тара заодно приобретает и микроподставку. Также иногда соединяли шарниром крышку и корпус — это позволяло превратить коробку в сказочный сундучок.
Закулисье изготовления картонных коробок
Как бы это странно ни звучало, но оформление картонных коробок — не самое сложное дело во всем процессе. Самый трудоемкий момент — это склеивание. Во-первых, заниматься этим приходилось преимущественно вручную, т.к. клеевое соединение плохо поддавалось механизации. А во-вторых, возникали определенные сложности с клеем: он не должен иметь выраженного цвета и запаха, а также — влиять на краски рисунка и свойства картона. Также от клея требовалось, чтобы долго оставался жидким в той емкости, в которую его наливали для работы, но при этом картон он должен схватывать почти моментально.
Выходом из такой ситуации стали складные коробки, которые можно было механическим способом собирать по заранее намеченным линиям сгиба. Здесь все зависело от удачной выкройки: и красивая/некрасивая форма будущей тары, и быстрота/удобство складывания, и прочность соединения деталей. Кстати, интересный момент: боковые стенки у многих складных коробок обычно делали двухслойными, чтобы упаковка могла без деформации выдержать даже поездку в общественном транспорте в час пик — такие коробки называли «панцирными».


Ну и конечно же, огромное преимущество такой упаковки — ее компактность, которая исключает «перевозку воздуха». Заготовки поступают на фабрику стопкой, а там уже (нередко — руками школьников, проходящих УПК) превращаются в трехмерную красочную тару.
Когда встречают «по одежке»
Несмотря на то, что реклама во времена СССР чаще была направлена не на увеличение продаж, а больше на информирование о товаре, оформители даже при таком подходе понимали: чем упаковка красивее, тем быстрее товар уходит с полок. Для пищевой продукции это было особенно важно: ведь ее срок хранения в то время ограничивался небольшим периодом.
Некоторые эксперименты с тарой оказались очень удачными: например, товарная статистика 70-80-х гг. отмечала, что в летнюю пору традиционно падает спрос на торты, но при этом скромная «Сказка» весом в 0,5 кг никогда не залеживается на прилавках. Причина востребованности была именно в формате торта: небольшой, компактный и этим очень удобный. У килограммовой «Сказки» вряд ли были те же показатели продаж: отделка скучноватая, на вкус — бисквитно-кремовая классика, без изысков и экзотики — встречались торты и поинтереснее.

Таким же удачным решением стали маленькие изящные коробочки, в которые помещалось не более 100 г конфет — их охотно раскупали в качестве сувенира по неторжественному поводу или для вручения секретаршам чиновников — вместо традиционных шоколадок.

Для более торжественных случаев тоже существовали удачные решения — с красочным оформлением, продуманной формой коробки, солидным весом. Такие конфеты сложно было представить где-либо еще, кроме праздничного стола: слишком нарядно и очень торжественно они выглядели для будничного чаепития.

Название должно соответствовать оформлению
Любопытно то, что приемные комиссии, которым оформители предъявляли эскизы будущих коробок, обращали внимание не только на художественную часть дизайна, но и на его соответствие названию. Так, например, название детской питательной смеси «Малютка» утвердили «со скрипом»: кому-то из комиссии показалось, что крупная, весом в полкило упаковка, не гармонирует с нежным наименованием.
И кстати, про неудачные название: одно время в СССР выпускали шоколадные конфеты со странным «химическим» названием «Анилин», вызывающим совершенно не гастрономические ассоциации. На самом деле, конфеты были названы в честь легендарного скакового жеребца, который выиграл три главные скачки сезона для каждого возраста. Помимо конфет, в честь коня назвали еще и сигареты, но потом и то, и другое сняли с производства — слишком уж странно выглядело их название…

Упаковка с функцией просвещения или игры
Одно время кондитерская промышленность находила очень интересной идеей превратить упаковку в мини-справочник или — для самых маленьких, в игровой атрибут. В самом деле, информация о ГОСТе, адресе предприятия и сроке годности обычно мало кому интересна, а ведь к ней можно было бы добавить еще какие-нибудь полезные сведения.
Первый опыт оказался очень удачным: в наборе шоколада «Космос» на обертке каждой плитки был изображен тот или иной космический корабль, а на дне коробки, под шоколадками — краткие сведения об этих кораблях. Первые партии набора произвели фурор: купить шоколад хотели все: и взрослые, и дети, вот только в свободной продаже он, к сожалению, встречался нечасто.


С игровым форматом тоже получилось интересно: например, Ленинградские кондитеры выпустили набор конфет «Сказки Андерсена». Набор состоял из девяти небольших коробочек с изображением сказочных персонажей, а сама упаковка была сделана в виде сказочного домика, в дверях которого при повороте диска появлялись герои сказок, изображенные на маленьких коробках.
Но, как выяснилось, производство таких коробок получалось очень трудоемким и дорогим, поэтому если что-то подобное еще и делали, то очень ограниченным тиражом и по очень значимым поводам.
Сегодня советские коробки от конфет выглядят как своеобразная капсула времени, в которой «законсервированы» и технологии ушедшей эпохи, и множество воспоминаний. Каждая сохранившаяся по сей день коробка — это трогательное напоминание о том, что настоящие ценности порой могут выглядеть просто как картон с красивым рисунком….

***************************************************
Еще о жизни в СССР:
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Кукольные домики: любимая игрушка советских девчонок



