советский пластилин
Разное

Почему советский пластилин делали наполовину вручную

Советский пластилин был вещью многофункциональной. В детских садах и начальной школе его использовали для творческих занятий, благотворно влияющих на мелкую моторику рук, дети постарше, увлеченные военными играми, лепили из него целые диорамы, где потом разыгрывались эффектные баталии, у скульпторов пластилин выступал в роли формовочного материала, а ответственные лица использовали его вместо сургуча для опечатывания помещений или сейфов.

поделки из пластилина

Когда придумали пластилин?

Но каким бы широким ни было применение советского пластилина, материал этот появился на свет задолго до XX столетия. Первые упоминания о нем относятся к XVI веку: один из архитекторов того времени описывает способы изготовления «лепного воска», который и считается предком пластилина.

Дело в том, что глина, которая с древних времен применялась в скульптуре, была неудобной по той простой причине, что слишком быстро высыхала, особенно если дело касалось мелких тонких деталей. Поэтому мастерам очень не хватало пластичного, не высыхающего, но плотного материала, которым и стал лепной воск. Его делали из смеси воска, черной смолы и сала, к которым добавляли скипидар. Если же нужна была цветная масса, то к составу примешивали киноварь (получался красный цвет), сурик (желтый цвет) или окись меди (зеленый цвет).

Со временем рецептур такого пластилина стало очень много: каждый скульптор предпочитал делать собственную смесь. Но все их объединяло наличие трех основных компонентов: наполнитель, связующее вещество и пигмент. Любопытно то, что рецепты этих составов дожили и XX столетия: в середине 60-х гг. издательство «Советский художник» выпустило книгу, где подробно рассказывалось, как своими руками приготовить пластилин под конкретный вид скульптурных работ.

рецепты изготовления пластилина

Как делали советский пластилин

Тот пластилин, который одни советские дети использовали для творчества, а другие — чтобы делать шарики, которыми плевались через трубочку, в СССР выпускало более 30 предприятий. Делали его по классической, еще средневековой схеме: наполнитель + связующее вещество + пигмент. Так, например, для изготовления пластилина белого цвета брали каолин, смесь парафина с нефтяным маслом, нефтяной парафин, сосновую канифоль, цинковые белила. Ну а чтобы получить другие цвета, достаточно было вместо белил взять другие пигменты.

советский пластилин

Производство пластилина представляло собой несложный, но по-своему трудоемкий процесс. В подогреваемый котел загружали расплавленную смесь парафина с нефтяным маслом, парафин и канифоль и все это перемешивали. Затем потихоньку подсыпали глину и пигмент, продолжая перемешивать и подогревать смесь.

В таком жидком виде будущий пластилин поступал в охладитель, где вращался барабан, наматывающий на себя всю эту массу в виде непрерывной ленты. Охлаждаясь, пластилин моментально застывал и автоматические ножи срезали его с барабана. Получившиеся ленты пропускали через прессы, откуда появлялись уже брусочки с рельефной поверхностью — теми самыми полосками, которые всегда присутствовали на советском пластилине. Эти, еще теплые, брусочки подхватывали стоящие у конвейера работники и раскладывали по деревянным лоткам.

Как в СССР делали пластилин

Почему советский пластилин был таким бледным

После того, как готовые бруски остывали, их также вручную раскладывали по картонным коробкам. Вот эта монотонная, неавтоматизированная работа и придавала всему процессу ту трудоемкость, о которой упоминалось выше. Попытки автоматизировать производство, конечно же, предпринимались, но теплые пластилиновые бруски оказывались слишком нежными для механических манипуляторов, поэтому работать приходилось по старинке, вручную.

Готовый пластилин обязательно проходил через ОТК (отдел технического контроля). Там проверяли — хорошо ли он размягчается, не сильно ли липнет к рукам, не окрашивает ли горячую воду, не рвется ли при моделировании и т.д. И если качество пластилина потребителя, как правило, устраивало, то к его бледноватому, невыразительному цвету нередко возникали нарекания — многие хотели бы видеть более яркую и насыщенную палитру.

Оказывается, все дело было не в красителях, которые, кстати, сами по себе были неплохи, хотя из соображений безопасности и использовался очень ограниченный круг веществ. Серый фон, который поглощал яркость красителей, придавал пластилину темный петролатум (смесь парафина с нефтяным маслом). Такой цвет ему обеспечивали примеси, избавляться от которых было и долго, и дорого — в магазины пластилин поступал по очень низкой цене, практически по себестоимости, и если бы в технологию его изготовления включили бы процесс очистки петролатума, то далеко не каждый покупатель смог бы позволить себе такую покупку…

Сотни килограммов пластилина для памятника

Совсем иное дело обстояло с другим видом пластилина — тем, который затвердевал после термической обработки. В 70-е годы ВНИИ «Химпроект» разработал пластилин, который отличался довольно яркой окраской за счет отсутствия в составе петролатума и парафина, а заодно и мог затвердевать, если изделие окунали на несколько минут в горячую воду или помещали в сушильный шкаф.

Его единственным недостатком была, пожалуй, повышенная плотность — разминать такой пластилин было еще сложнее, чем «классический» вариант. Детям, увлеченным мелким моделированием или просто изготовлением различных поделок (девочки, например, часто делали кукольную посуду), такой пластилин очень нравился. А вот серьезным скульпторам такой материал не подходил, для них делали специальный пластилин — этим занимался Ленинградский завод красок и Подольский комбинат Художественного фонда.

скульптурный пластилин ссср

Кстати говоря, именно на этом комбинате в начале 70-х по просьбе скульпторов был разработан специальный вид очень плотного пластилина. В его состав входило намного больше каолина и канифоли, чем в «детские» варианты, а окрас этого пластилина всегда был серовато-зеленым: считалось, что яркие тона отвлекают внимание от формы, что скульптору совершенно ни к чему. Интересно то, что именно из такого пластилина были сделаны эскизы памятника в честь победы на Курской дуге — у скульптора Е. В. Вучетича ушло несколько сот килограммов этого материала.

В общем, если забавные мультики вроде «Падал прошлогодний снег», «Брэк» или «Пластилиновая ворона» относятся к вашим любимым, то теперь вы знаете, как и из чего был сделан основной материал, использованный в этой анимации. Кстати говоря, на одну только «Пластилиновую ворону» у художников ушло около 800 кг пластилина…

советский мультфильм Пластилиновая ворона

****************************************************
Еще о жизни в СССР:
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм

Из чего делали самые необычные советские зубочистки

советские зубочистки

Комментарии к записи Почему советский пластилин делали наполовину вручную отключены