Художественное стекло в советском интерьере
Что в советские времена, что сегодня, художественное стекло повсеместно используется для украшения интерьера. То, что этот материал может быть пластичным и изменять форму, подвергаться механической обработке, оставаться прозрачным или становиться цветным, было по достоинству оценено еще в античные времена.
В России производство художественных стеклянных изделий началось довольно поздно — в X-XI веках, а расцвет пришелся и вовсе только на XVII столетие, причем, основная масса всей этой стеклянной красоты была настолько дорогой, что позволить себе ее могли только имущие классы.
Массовую доступность художественное стекло получило лишь после революции 1917 года, а в послевоенные годы, когда экономика страны начала стабилизироваться и стекольные заводы вернулись к своей основной деятельности, отечественные изделия из стекла и хрусталя начали получать признание и на международных выставках.
«Горячее» художественное стекло
Наверное, не было ни одной советской квартиры, в интерьере которой не встретилось что-нибудь изящное и красивое, выполненное из стекла: вазы, конфетницы, бокалы, статуэтки, туалетные приборы, флаконы, блюда и пр. Такие вещи охотно покупали как дли личного пользования, так и в подарок. Среди коллекционеров также было немало увлекающихся художественными стеклянными изделиями — наверняка, многим сразу же вспомнилось увлечение Людмилы Гурченко посудой из уранового стекла.
Ну и конечно же, увлекаясь украшением квартиры стеклянной красотой, мало кто задумывался над тем, что большая часть всего этого великолепия была сделана горячим способом. Иначе говоря, художественная обработка стеклянной заготовки производилась, пока она была горячей. Например, декорирование цветной нитью: ее наносили либо на поверхность стекла, либо между двумя его слоями.
Цветная крошка — бесспорно, еще один популярный способ украшения изделий, когда на горячую заготовку наносят кусочки измельченного стекла разных цветов и оттенков. Расположение получившихся пятен и полос может быть самым неожиданным, что обеспечивает большое разнообразие готовой продукции.
Отдельной группой были изделия, получаемые методом «тихого дутья» — т.е. их выдували без вращения. Характерной чертой такого стекла была не круглая, а эллиптическая форма или многогранное сечение. Если же стекло выдували в специальную форму, то изделие получалось с ребристой поверхностью.
Одно время возникла мода на искусственно «состаренное» стекло, когда у изделия поверхность была словно покрыта мелкими трещинками — кракле. Достигался этот эффект простым способом: горячее изделие погружали в холодную воду, а затем обжигали в печи.
Моллированные изделия получали, когда стекломассу помещали в глиняную форму, нагревали, остужали и после этого разбивали форму. Затем изделие обрабатывали пескоструйным аппаратом или наждачными брусками, и в качестве финишной обработки — полировали. Такое стекло могло быть как матовым, так и прозрачным.
Ну и конечно же, нельзя обойти вниманием всеми любимые гутные изделия. Свободная формовка, т.е. изготовление изделий без использования формы, способствовала огромному разнообразию вещей из стекла, причем, декорировать их можно было любым из вышеперечисленных способов.
Изделия из «холодного» стекла
В остывшем виде декорированию могли подвергаться только выдувные изделия, поэтому способы их художественной обработки были несколько иными, чем у «горячего» стекла. Одним из самых распространенных было алмазное гранение — большинство тех изящных рюмок, бокалов, вазочек, что хранились за стеклом советских сервантов и мебельных стенок, было декорировано именно этим способом.
Алмазная грань могла быть мелкой, врезанной в поверхность изделия, и крупной, которая ограничивала изделие полированными плоскостями. Если предмет был сложной формы, то использовался метод склеивания эпоксидной смолой отдельных деталей.
Гравировка тоже была очень популярным методом украшения изделий из стекла. Как правило, этим способом пользовались в тех случаях, когда на поверхность нужно было нанести тематический рисунок — портрет, пейзаж, цветы, птицы и т.д.
Изысканные методы декорирования художественного стекла
Метод травления применялся, если нужно было получить матовую поверхность, контурное или рельефное изображение или же многоцветный рисунок с эффектом легкой «размытости». Также мог использоваться и метод цветного протравливания, когда на поверхность изделия наносили рисунок и обрабатывали его пастой, содержащей окислы различных металлов.
Интересно то, что цвет при таком способе декорирования проявлялся лишь при обжиге изделия: окислы меди давали рубиновый оттенок, серебро — желтый. Но из-за того, что такой способ обработки был довольно сложным, его использовали преимущественно для небольших изделий из стекла — рюмок, стопок и пр.
Довольно часто использовалась и классическая роспись стекла — красками и золотом. Краски закреплялись путем обжига, и часто этот метод декорирования совмещался с алмазным гранением или гравировкой.
Но, пожалуй, самым изысканным способом декорирования «холодного» стекла было люстрирование, когда изделие окрашивалось прозрачным или цветным слоем с красивейшим перламутровым оттенком. Для этого на внутреннюю поверхность стекла наносили пленку из различных химических соединений (чаще всего кремния с титаном), после чего изделие подвергали обжигу.
Многие из этих способов украшения стекла используются и по сей день, может быть, с небольшой поправкой на современные технологии. Поэтому давайте вспоминать и сравнивать советское и современное художественное стекло, украшающее наши интерьеры.
**********************************************************************
«Жизнь в СССР» — группа ВКонтакте
Репортажи из СССР — Одноклассники
************************************************************************
Автобим: забытый материал советских времен