советская эмалированная посуда
Разное

Почему советская эмалированная посуда имела черный ободок

Эмалированная посуда в советское время — это тот предмет быта, который имелся в каждой семье. Временами, конечно, мог вспыхнуть некоторый ажиотаж, если в хозяйственный магазин внезапно завозили какую-нибудь импортную эмалированную красоту (как в эпизоде из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», когда героиня Людмилы Гурченко мимоходом попала в стихийно образовавшуюся очередь за японскими эмалированными тазиками), но в общем и целом, этот вид товара дефицитом не был.

И это неудивительно: к началу 80-х гг. в СССР эмалированная посуда выпускалась на 285 предприятиях, а на прилавки магазинов ежегодно поступало около 250 млн штук различных кастрюль, бидонов, чайников, кружек, мисок, ведер и прочей хозяйственной утвари. В 1979 году кто-то из любознательных статистиков подсчитал, что если, допустим, под Новый год все советские хозяйки выбросят свою старую эмалированную посуду, как это делают в Италии, то уже через год промышленность каждую такую семью обеспечит новым набором посуды из 4-5 предметов.

эмалированная посуда времен ссср

Как делали эмалированную посуду

Заготовку, т.е. остов будущего кухонного предмета вырубали из стального листа толщиной около 0,7 мм — получался такой прочный металлический диск. Его отправляли под пресс, который диск превращал в цилиндр, которому специальные автоматы немного закатывали края. Если эта заготовка планировала превратиться в кастрюлю, то основная работа была завершена. А вот если ей предстояло стать, например, чайником, то внутрь цилиндра вкладывали мощную резиновую грушу и с ее помощью «раздували» заготовку до нужной формы, остальное — сужение горловины, например, доделывали специальные автоматы.

Затем все эти будущие кастрюли, бидоны и чайники отправлялись в печь, чтобы при помощи высокой температуры снять напряжение в металле, возникшее после процедур штампования. Ну а после печи заготовки, покрытые окалиной, окунали в ванны с серной кислотой, или же пропускали их через агрегаты, обрабатывающие металл соляной кислотой. После таких процедур «расслабления» металла его поверхность становилась шероховатой, пригодной для нанесения эмали.

посуда времен ссср

Но сначала будущим кастрюлям к корпусу приваривали ручки или же основания, к котором потом будут крепиться ручки из пластмассы. Напоследок заготовку промывали уже обычной водой, подсушивали и отправляли на грунтовку.

Тонкости нанесения эмали

Практически вся советская эмалированная посуда (не без исключений, конечно) имеет черный ободок по верхней кромке — кроме тех предметов, у которых на этом месте «поясок» из нержавеющей стали. Долгое время выпускали также чайники и кастрюли, у которых черными были еще и ручки, вне зависимости от основного цвета посуды. В чем секрет такого «цветового разногласия»?

Оказывается, лучше всего с металлом сцепляется та эмаль, в состав которой входят окислы никеля, кобальта и марганца — именно они и придают эмали черный цвет. Такой эмалью — грунтовой, покрывали те места посуды, где покрытию сложнее всего удержаться на поверхности из-за формы/изгибов этих деталей.

Конечно же, грунтовой эмалью покрывали не только ручки и верхние ободки, а все внутренние и внешние поверхности посуды, просто на остальных частях поверх грунтовой еще присутствовала и покровная эмаль. Чаще всего покровная эмаль была белой, но встречалась, разумеется, и цветная — были бы только на предприятии в наличии нужные пигменты. Кстати, без грунтового слоя тоже можно было обойтись, но только в том случае, если посуду делали не из стали, а из чугуна, к которому эмаль и так хорошо прилипала, без грунта.

советская чугунная утятница

Немного отсталый процесс эмалирования советской посуды

Загрунтованные изделия отправляли в печь, разогретую до 800-900 градусов. После обжига посуда приобретали черный цвет — тот самый, который можно увидеть, когда верхняя белая эмаль начинала облезать от долгой эксплуатации.

эмалированная посуда ссср

Остывшую после обжига посуду погружали в покровную эмаль, которая затвердевала и приобретала глянцевый нарядный вид. Затем всё это отправлялось на участки отделки, где наносили последние штрихи — украшали деколью или напыляли орнамент с помощью трафаретов. Поверх декоративной отделки наносили еще один слой эмали — уже прозрачный, после чего прикрепляли пластмассовые ручки и ободки из нержавейки, если того требовала модель.

Что же касается самой техники эмалирования — к началу 80-х гг. большинство европейских производств делали это с помощью роботизированных линий, распыляющих эмаль пульверизаторами. Это было и быстрее, и эстетичнее, поскольку эмаль всегда ложилась ровно, без потеков. В СССР такой техникой владели лишь два завода, да и те специализировались на обработке только плоских поверхностей: стенок газовых плит и холодильников.

Впрочем, даже несколько отсталая технология эмалирования не мешала выпускать вполне симпатичную и качественную посуду, которая и по сей день еще встречается в некоторых домах.

эмалированная посуда времен ссср

**********************************
Еще о жизни в СССР:
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
*****************************

Гейзерные кофейники советских времен

советский гейзерный кофейник

Комментарии к записи Почему советская эмалированная посуда имела черный ободок отключены