Советская кожаная галантерея
Кожаная галантерея в СССР, как индустрия, долгое время была очень слабо развита. Исторически так сложилось, что производству любых галантерейных товаров в России уделялось немного внимания. Если это не было связано с прикладным народным искусством (вышивка, кружева, изделия, украшенные эмалью и пр.), то производилась отечественная галантерея лишь в незначительных количествах и в очень ограниченном ассортименте, все остальное закупалось за границей.
Ситуация начала несколько меняться лишь в эпоху довоенных пятилеток: кустарей стали вытеснять артели и государственные предприятия, закупалось промышленное оборудование, позволяющее теперь развивать галантерею как технически оснащенную отрасль. Самый же расцвет этого сегмента пришелся на послевоенные годы, когда было построено множество заводов и фабрик, а ранее существовавшие предприятия по производству галантереи расширили и оснастили новой техникой.
При Министерстве торговли существовало специальное подразделение — Главгалантерея, которое и занималось разработкой ассортимента, контролем выполнения планов производства и поставки, оптовой и розничной торговлей галантерейными, а также парфюмерно-косметическими товарами. Что характерно — долгое время галантерея могла продаваться не только в специализированных магазинах, секциях промтоварных и универмагов, киосках и ларьках, но также и с переносных лотков и передвижных тележек.
Основные материалы для советской кожаной галантереи
Если лидером по ассортименту и количеству производимых в год партий товара была пластмассовая галантерея, то прямо вслед за ней шла уже кожаная галантерея. В эту категорию входило шесть больших категорий: сумки и портфели (а также папки); кошельки/портмоне; ремни и пояса; всевозможные футляры; перчатки и рукавицы; портсигары/кисеты — самая немногочисленная группа, т.к. этот товар чаще производили из металла, нежели из кожи.
Огромный ассортимент подразумевал наличие изделий разного ценового сегмента, а, следовательно, и использование различного сырья. Так, например, в качестве исходного материала могли использоваться свиные или козлиные шкуры, обувная и шорно-седельная кожа, юфть, спилок, различные виды перчаточной кожи. Для более дорогих изделий применялись телячьи шкуры, частично — кожа рептилий и морских животных. Ближе к 70-м годам все большее распространение получили искусственные аналоги кожи и ее заменители — дерматин, ледерин, гранитоль, текстовинит и др.
Чтобы кожа держала форму, в работе использовался древесный, тряпичный и соломенный картон, а также оберточная, газетная и бюварная бумага. Особого внимания заслуживала фурнитура — замки, пряжки, кнопки, пластинки и уголки: чаще всего их делали стальными с никелированным или латунным покрытием, но для некоторых изделий использовалось серебрение, золочение, декорирование эмалью, вставки из граненого стекла.
Сумки и портфели
В эту группу кожаной галантереи входило все, что можно было назвать сумками и портфелями: изящные дамские и наивные детские сумочки, функциональные хозяйственные сумки и суровые военные (полевые). Также сюда относились все виды мужских, женских и школьных портфелей, деловые и бюварные папки, обложки для документов всех видов и размеров.
При изготовлении всех этих видов товаров старались раскраивать кожу (кожзам) таким образом, чтобы ее самые лучшие по внешнему виду части приходились на внешнюю сторону изделия. У портфелей, папок и некоторых видов сумок могли встречаться как обрезные, так и загибающиеся края. В первом случае детали изделия раскраивали, собирали (сшивали или склеивали), после чего края обрезали, окрашивали и полировали — такой подход значительно упрощал и ускорял изготовление изделия.
Если же края нужно было загибать, то кожу сначала делали более тонкой (шерфовали), затем на специальном оборудовании выравнивали, и только после этого соединяли края изделий таким образом, чтобы обработанный край загибался на необработанный и прикрывал его.
Ремни и пояса: массовая кожаная галантерея
Еще одна многочисленная группа кожаной галантереи — это различные ремни и пояса. Сначала в производстве значились преимущественно мужские ремни, но когда в моду вошли широкие юбки и контрастные им затянутые «в рюмочку» тонкие талии, женщины начали жаловаться на скудный ассортимент поясов, которые можно было бы носить с платьями. Промышленность пошла навстречу модницам и расширила ассортимент поясов, добавив к классическим мужским ремням и всевозможные женские.
Чуть позже эта группа была дополнена и детскими поясами, которыми так удобно было перехватывать слишком свободные в талии шубки и пальто. В 70-е даже возникла некоторая «детская мода» на такие пояса — например, у мальчиков наибольшей популярностью пользовались ремни с пряжкой, на которой красовалась пятиконечная звезда — аналог армейского ремня времен СССР.
Помимо перечисленного в эту категории кожаной галантереи входили также и ремешки для наручных часов, а также — для правки опасных бритв.
Перчатки и рукавицы
Нельзя сказать, что кожаные перчатки в советские времена были непопулярны: конечно же, многие их с удовольствием покупали и с таким же удовольствием носили. Но интересно то, что в холодное время года перчатки не уступали по своей популярности варежкам. Это сегодня на улице варежки встречаются примерно у одной женщины из пяти, а в 70-80-е годы их носили едва ли не чаще перчаток…
Но, как бы то ни было, кожаная галантерея этого сегмента включала в себя все виды перчаток — мужских и женских, тонких холодных и утепленных на подкладке, а также мужские, женские и детские рукавицы. Для производства этих изделий использовалось два вида соединительных швов: открытый, т.е. видимый с внешней стороны и закрытый (выворотный). Ну а в домашних условиях детские рукавички часто «дорабатывались» еще пришиванием отрезка бельевой резинки, которая подстраховывала ребенка от потери очередной варежки…
Остальная кожаная галантерея
Начальная стадия производства любого вида галантереи — это моделирование, т.е. разработка формы, конструкции, функционала и внешнего вида будущих изделий. Иногда получалось так, что при очень простом функционале существовало такое разнообразие форм, что скромная по численности группа обгоняла все остальные по своему ассортименту.
Именно так и получилось с различными кожаными футлярами и портмоне с кошельками. Портсигары и кисеты тоже, собственно, можно сюда включить, хотя, как сказано чуть выше, все этот вид изделий советская промышленность предпочитала производить больше из металла, чем из кожи.
Широкий ассортимент различных футляров — для очков, ключей, расчесок и пр. объяснялся тем, что для изготовления этой группы товаров обычно использовались отходы производства. Это позволяло комбинировать различные материалы, использовать интересные сочетания фактур и расцветок, применять простые, но эффектные приемы декорирования.
Что касается кошельков и портмоне, то в этой области даже возникали определенные модные течения — например, в 70-е годы огромной популярностью пользовались женские кошельки с прозрачным окошком на лицевой стороне, в которое вставляли открытку с подмигивающей девушкой.
Кстати говоря, к некоторым галантерейным изделиям из кожи/заменителя в 50-60-е годы прилагалась памятка, в которой рассказывалось, как определить качество окраски. Это называлось «влажное» и «сухое» трение: первое означало, что изделие нужно было трижды легко потереть чуть влажным носовым платком или ватным тампоном — если на ткани не оставалось ярких следов краски, значит, все в порядке, а вот небольшое окрашивание допускалось. «Сухое» трение подразумевало, что на ткани не должно было оставаться вообще никаких следов, даже самых легких — в противном случае считалось, что товар бракованный.
***********************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни и быте:
***************************************************************************************
О пунктах проката советских времен