советская декоративная керамика
Разное

Советская монументально-декоративная керамика: как украшали здания

Вторая половина 60-х гг. отмечена искусствоведами как «эпоха керамического бума». Увлечение этим материалом коснулось, пожалуй, всех сторон декоративно-прикладного искусства. Советская архитектура тоже не осталась в стороне: эстетика монументально-декоративных форм, до этого времени больше всего проявленная в мозаичном и витражном искусстве, позволяла хорошо раскрыть и потенциал керамики.

С чего начиналось декорирование зданий керамикой

Украшение домов, магазинов, социальных объектов и прочих архитектурных строений в советское время всегда начиналось с тандема архитектор — художник. На этапе проектирования обсуждаются общие черты будущего декора, затем создаются эскизы, которые комиссия художественного совета либо принимает, либо отказывается утверждать. И только после этих подготовительных процедур художник принимался за работу.

Увлечение художников керамикой распространялось преимущественно на малые скульптурные формы или имело чисто утилитарное, бытовое предназначение, поэтому тем интереснее выглядел этот материал в монументально-декоративном искусстве, когда изделиями из терракоты украшали фасады зданий или отделывали ими внутренние помещения.

советская декоративная керамика
Элементы из керамики, маскирующие воздухозаборную шахту во дворе жилого дома

Как делали глину для керамического декора

Если гончары-кустари тратили на подготовку глины до 70% времени, уходящего на изготовление изделий, то профессиональным скульпторам материал поставляли уже готовым для применения. Такой подготовкой занимались кирпичные заводы: глину, добытую в карьерах, сначала смешивали с определенной культурой бактерий и выдерживали этот состав несколько дней при определенной температуре.

За это время ферменты разрушали в глине посторонние включения, и материал становился очень мягким, эластичным. Такую глину дробили и смешивали с водой, чтобы особо крупные частицы осели на дно емкости. Затем на фильтр-прессе воду отделяли и пропускали глину через следующий фильтр, который удалял воздух.

Из одной части такой глины формовали небольшие кирпичики, обжигали их и размалывали — получался порошок, шамот. Он необходим для того, чтобы придать будущим изделиям прочность и монолитность. Шамот смешивали с оставшейся глиной, в результате чего получалась готовая для употребления масса, которая и поставлялась в мастерские скульпторов.

советская декоративная керамика
Баба-Яга, 70-е годы, элемент отделки ресторана

Изготовление декоративных деталей из глины

Получив глиняную массу, одни художники предпочитали делать из нее модели своих будущих изделий (с них потом сделают слепок и будут тиражировать в нужных количествах), другие же сразу лепили оригинал, существовавший лишь в одном-единственном экземпляре.

Заготовки раскрашивались растворами солей металлов: меди, никеля, хрома, железа и кобальта, окрас которых считался наиболее устойчивым к высоким температурам. Чем выше концентрация такого раствора — тем насыщеннее получался цвет. После нанесения раствора изделие обжигали в печи — варьируя температуру обжига, можно было дополнительно получить красивые оттенки используемых цветов.

Окислы железа, например, при сильном жаре давали наиболее сочные оттенки красного цвета; окись кобальта при стандартном нагреве давала красивый синий цвет, а при очень высокой температуре получался изысканный серо-голубой оттенок. Окись никеля при разных степенях нагрева могла давать как коричневые тона, так и травянисто-зеленые.

Впрочем, далеко не всегда результат обжига был предсказуемым: зачастую художник сам не знал, что получится, когда изделие будет извлечено из печи. Где-то краска могла немного потечь и смешаться с другой, создав интересный градиент, где-то мог получиться совершенно неожиданный оттенок — неоднократно получалось так, что случайный эффект художники старались закрепить специально, превратив его в свой «фирменный» прием.

К сожалению, к настоящему времени образцов советской монументально-декоративной керамики почти не осталось: многие из них были уничтожены при современном обновление фасадов и интерьеров, оставляя нам в наследство лишь то, что каким-то чудом сохранилось в музейных фондах, да и то — больше в виде иллюстраций к изданиям по советскому искусству…

монументальная керамика СССр
1974 год, оформление ресторанного зала

*************************************************
Еще о жизни в СССР:


ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

*************************************************

Как строили сталинские высотки: подарок столице к юбилею

сталинские высотки в ссср

Комментарии к записи Советская монументально-декоративная керамика: как украшали здания отключены